Найти тему

Цифра и пища для мозга

Цифровизация, цифровая грамотность — это тренд современного общества победившей технологической революции. Если не случится глобальной катастрофы, прогресс не остановится. Противники идей тотальной технологизации и цифровизации выглядят несовременными, консерваторами, ретроградами. Ярлык «мракобес» - заслуживает такой человек, и серьезного разговора с таким персонажем не предполагается.

Но следуя законам развития, необходимо предположить, что ни один прогрессивный шаг не может не сопровождаться регрессивным откатом. Цифровые технологии несут не только массу полезных приобретений и удобств, облегчают многие виды деятельности, но и вполне реальные риски. И их также необходимо учитывать при принятии политических и экономических решений, в процессе воспитания детей. Ребенок едва ли не с пеленок привыкает пользоваться смартфоном и планшетом. Это не может не сказаться на развитии детской психики.

По данным ученых (Арик Сигман) — подросток контактирует с экраном порядка 8 часов в сутки. В это время нет общения с родителями, чтения книг, музыки, спорта, игр в традиционном понимании. Что произойдет с мозгом, как будут формироваться нейронные связи? Мозг достаточно пластичен и наука накопила много данных, доказывающих эту пластичность. Ясно, что человек, выросший на новых технологиях будет другим.

-2

Основную пищу мозгу предоставляет окружающая среда. 1964 году появился термин «средовое обогащение» (environmental enrichment): богатая внешняя среда вызывает спектр изменений в мозгу, причем все изменения — со знаком «плюс»: увеличиваются размеры нейронов, сам мозг (вес) и его кора, у клеток появляется больше дендритных отростков, которые расширяют ее способности к взаимодействию с другими нейронами, утолщаются синапсы, укрепляются связи. Все это более выражено у молодых особей, но и у взрослых имеет место.

Эксперименты показали, что животные, проводящие время в обогащенной среде, демонстрируют значительно лучшие результаты на пространственную память, показывают общее возрастание когнитивных функций и способности к обучению, решению проблемных задач и скорости обработки информации. У них понижен уровень тревожности. Более того, обогащенная внешняя среда ослабляет прошлый негативный опыт и даже в значительной степени ослабляет генетический груз. Внешняя среда оставляет важнейшие следы в наших мозгах. Подобно тому как растут мускулы во время тренировок, то же делают и нейроны, обзаводясь большим количеством отростков, а значит — более развитыми связями с другими клетками. «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — считает британский профессор психологии Таня Бирон.

Поэтому важно, чтобы ребенок имел возможность исследовать мир не только в виртуальном, но и в реальном формате, задействуя вкус, обоняние, осязание, стимулируя память и мыслительные процессы. То, что не тренируется — атрофируется.

Как влияет на мозг постоянный контакт с гаджетами? Во-первых, однообразное времяпрепровождение резко ограничивает количество внешних стимулов, то есть пищи для мозга. Отстают в развитии участки, которые отвечают за «человеческое» - сопереживание, принятие решений, самоконтроль, серьезно травмируется память и пр. Любой педагог со стажем скажет, что обучать современных детей становится гораздо труднее.

-3

В 2010 году в Колледже Вильгельма и Марии в Виргинии (США) выполнили гигантское исследование — проанализировали результаты около 300 тысяч творческих испытаний (!), в которых участвовали американские дети в разные годы, начиная с 1970г.. И вот результат: начиная с 1990 года творческие способности американских детей пошли на убыль. Они менее способны производить уникальные и необычные идеи, у них слабее чувства юмора, хуже работают воображение и образное мышление. «Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.

Подобного рода исследования производители гаджетов, тотальные цифровизаторы всего и вся стараются не замечать. Это понятно: цифровые технологии - это огромный бизнес, это модно, это современно.

-4

Паровоз, пароход, самолет, легковой автомобиль тоже были гениальными изобретениями человечества, изменившими его среду обитания. Это, конечно, понятно. Но следует сто раз взвесить все за и против, прежде внедрять новое изобретения. Не случайно, наверное, гуру цифровой индустрии принимают соответствующие меры: Стив Джоббс запрещал своим троим детям- подросткам использовать гаджеты по ночам и в выходные дни; ограничивает своих пятерых детей в использовании цифровых устройств Крис Андерсон, один из основателей 3DRobotics; Эван Уильямс, создатель сервисов Blogger и Twitter, разрешает двоим своим сыновьям использовать планшеты и смартфоны не дольше часа в день.

Человек — существо биосоциальное. Об этом нельзя забывать.

(По мотивам А.Стрельникова. Цифровое слабоумие//Химия и жизнь.2014. №12)