Цифровизация, цифровая грамотность — это тренд современного общества победившей технологической революции. Если не случится глобальной катастрофы, прогресс не остановится. Противники идей тотальной технологизации и цифровизации выглядят несовременными, консерваторами, ретроградами. Ярлык «мракобес» - заслуживает такой человек, и серьезного разговора с таким персонажем не предполагается.
Но следуя законам развития, необходимо предположить, что ни один прогрессивный шаг не может не сопровождаться регрессивным откатом. Цифровые технологии несут не только массу полезных приобретений и удобств, облегчают многие виды деятельности, но и вполне реальные риски. И их также необходимо учитывать при принятии политических и экономических решений, в процессе воспитания детей. Ребенок едва ли не с пеленок привыкает пользоваться смартфоном и планшетом. Это не может не сказаться на развитии детской психики.
По данным ученых (Арик Сигман) — подросток контактирует с экраном порядка 8 часов в сутки. В это время нет общения с родителями, чтения книг, музыки, спорта, игр в традиционном понимании. Что произойдет с мозгом, как будут формироваться нейронные связи? Мозг достаточно пластичен и наука накопила много данных, доказывающих эту пластичность. Ясно, что человек, выросший на новых технологиях будет другим.
Основную пищу мозгу предоставляет окружающая среда. 1964 году появился термин «средовое обогащение» (environmental enrichment): богатая внешняя среда вызывает спектр изменений в мозгу, причем все изменения — со знаком «плюс»: увеличиваются размеры нейронов, сам мозг (вес) и его кора, у клеток появляется больше дендритных отростков, которые расширяют ее способности к взаимодействию с другими нейронами, утолщаются синапсы, укрепляются связи. Все это более выражено у молодых особей, но и у взрослых имеет место.
Эксперименты показали, что животные, проводящие время в обогащенной среде, демонстрируют значительно лучшие результаты на пространственную память, показывают общее возрастание когнитивных функций и способности к обучению, решению проблемных задач и скорости обработки информации. У них понижен уровень тревожности. Более того, обогащенная внешняя среда ослабляет прошлый негативный опыт и даже в значительной степени ослабляет генетический груз. Внешняя среда оставляет важнейшие следы в наших мозгах. Подобно тому как растут мускулы во время тренировок, то же делают и нейроны, обзаводясь большим количеством отростков, а значит — более развитыми связями с другими клетками. «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — считает британский профессор психологии Таня Бирон.
Поэтому важно, чтобы ребенок имел возможность исследовать мир не только в виртуальном, но и в реальном формате, задействуя вкус, обоняние, осязание, стимулируя память и мыслительные процессы. То, что не тренируется — атрофируется.
Как влияет на мозг постоянный контакт с гаджетами? Во-первых, однообразное времяпрепровождение резко ограничивает количество внешних стимулов, то есть пищи для мозга. Отстают в развитии участки, которые отвечают за «человеческое» - сопереживание, принятие решений, самоконтроль, серьезно травмируется память и пр. Любой педагог со стажем скажет, что обучать современных детей становится гораздо труднее.
В 2010 году в Колледже Вильгельма и Марии в Виргинии (США) выполнили гигантское исследование — проанализировали результаты около 300 тысяч творческих испытаний (!), в которых участвовали американские дети в разные годы, начиная с 1970г.. И вот результат: начиная с 1990 года творческие способности американских детей пошли на убыль. Они менее способны производить уникальные и необычные идеи, у них слабее чувства юмора, хуже работают воображение и образное мышление. «Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.
Подобного рода исследования производители гаджетов, тотальные цифровизаторы всего и вся стараются не замечать. Это понятно: цифровые технологии - это огромный бизнес, это модно, это современно.
Паровоз, пароход, самолет, легковой автомобиль тоже были гениальными изобретениями человечества, изменившими его среду обитания. Это, конечно, понятно. Но следует сто раз взвесить все за и против, прежде внедрять новое изобретения. Не случайно, наверное, гуру цифровой индустрии принимают соответствующие меры: Стив Джоббс запрещал своим троим детям- подросткам использовать гаджеты по ночам и в выходные дни; ограничивает своих пятерых детей в использовании цифровых устройств Крис Андерсон, один из основателей 3DRobotics; Эван Уильямс, создатель сервисов Blogger и Twitter, разрешает двоим своим сыновьям использовать планшеты и смартфоны не дольше часа в день.
Человек — существо биосоциальное. Об этом нельзя забывать.
(По мотивам А.Стрельникова. Цифровое слабоумие//Химия и жизнь.2014. №12)