Найти тему
Четыре Семерки

Такая разная "тяжесть". Deep Purple, Led Zeppelin и Black Sabbath

Не иначе как где-нибудь в конце 60-ых состоялась тайная встреча в каком-нибудь заброшенном старом английском замке...населенном привидениями...где Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и Тони Айомми поделили власть над миром "договорились на берегу" никогда и ни при каких обстоятельствах не копировать друг друга. "Я беру Telecaster и Les Paul" - сказал Пейдж. "Я беру Gibson ES-335 и Fender Strat" - мрачно возвестил Ричи. "Я берусь создать мировую славу для Gibson SG" - подвел итог Тони. После чего они сожгли какой-нибудь артефакт на костре, скрепив договор клятвою...и в сумраке ночи разьехались. И только привидения и летучие мыши были немыми свидетелями сделки века.

Разумеется, все это я только что придумал сам шутки ради. Однако, иной раз не покидает ощущение, что подобный договор имел место быть - настолько аккуратно все три группы обходили любой ...даже намек на копирование стиля друг друга и двигались каждая своим самобытным путем.

"Тяжелое звучание" каждой из этих групп имеет свои собственные особенности и было бы любопытно разобрать - что именно делает саунд каждой из групп таким особенным?

Звучание Led Zeppelin уникально в первую очередь тем, что группа умудрялась звучать "тяжело" не прибегая к помощи сильно перегруженных гитар. Акцент делался на обьемном звуке барабанной установки, чтобы подчеркнуть мощную игру Джона Бонэма и слаженной работе группы в целом. Эти особенности отмечал в своей книге Тони Айомми, об этом же говорил и сам Пейдж.

Джимми Пейдж
Джимми Пейдж

Тони Айомми:

"Когда я впервые услышал дебютный альбом Led Zeppelin, то подумал, что он очень хорош. Их тяжесть шла от мощной игры Бонэма на ударной установке. Пейдж выдавал классные риффы, но у него не было тяжёлого звука; его звучание было своеобразным. И в комбинации это звучало превосходно. У нас, однако, был другой подход; это был рифф, тяжело звучащая гитара. Там, где Zeppelin, опирались на громоподобные барабаны, у нас была стена звука из жирной гитары и баса."(с)

Иногда вcтречаются люди, которые слушая Zeppelin говорят - я не слышу тут "тяжести"! Но "тяжесть" может быть разной! Они, видимо, по привычке ищут сильно перегруженные гитары, "жирный" гитарный звук, но у группы был иной подход. Подходящими примерами будут In My Time of Diyng и When The Levee Breaks - мощнейшие барабаны привносят куда больше тяжелого саунда, чем гитары.

В этом плане Джимми Пейдж был в конце 60-ых новатором не только в качестве гитариста, но и продюсера, когда всерьез занялся вопросом правильной передачи мощного звука барабанов в студии. До этого, на многих записях 60-ых барабаны звучали достаточно плоско и выполняли роль своего рода ритмического фона. Пейдж был одним из тех, кто изменил подход в студии к записи барабанов и создал настоящее рок-звучание. Апогея эта работа достигла при записи When The Levee Breaks в Хэдли Грендж, когда музыканты нашли помещение с хорошей акустикой( это был холл с лестницами) и смогли передать этот звук на записи. Никогда еще барабаны не звучали так мощно.

Пейдж: "Самое главное – это объемная запись барабанов, этого тогда не делал никто. Ранее я замечал, что звукоинженеры ставят микрофон прямо рядом с бочкой. После этого барабанщик долбит как сумасшедший, а на пленке это звучит так, как будто он играл на картонных коробках. Я обнаружил, что если отодвинуть микрофон подальше от ударной установки, то звук обретает "комнатное дыхание", а следовательно барабаны звучат лучше."(с)

Я не стал бы все настолько упрощать и говорить, что Пейдж стал единственным автором подобного подхода, все таки в конце 60-ых найдется немало записей, где барабаны звучат достойно.Эксперименты со звуком на When The Levee Breaks Пейдж и компания проводили в 1971 году при записи четвертого альбома. На ум сразу приходит хотя бы эпизод при записи альбома Deep Purple Fireball, где Ян Пейс точно так же искал помещение с хорошей акустикой для ударных в разных помещениях поместья Эрмитаж. Результат был в чем-то схожим - барабаны в итоге были установлены в коридоре. Что любопытно, дело происходило в том же 1971 году, из чего можно сделать вывод, что идея, что называется "витала в воздухе" и музыканты пришли к её реализации независимо друг от друга, хотя и с разным результатом.

В результате экспериментов Led Zeppelin со звуком родился целый спектр "тяжелых звучаний" и далеко не везде мощным барабанам отводилась роль "первой скрипки". Я был сильно удивлен, когда выяснил для себя причину тяжелого звучания в таком хите, как Heartbreaker - изрядная часть свинцовой тяжести трека достигается за счет игры Джона Пола Джонса на басу! Он так неумолимо "накатывает" в каждом куплете, что муражки по коже! Вся остальная группа тоже генерирует мощь, но, безусловно, партия баса придает песне ощущение чего-то по настоящему тяжеловесного. Можно также отметить тут и Бонэма, который ведет партию, обыгрывая гитарный рифф.

А вот в таких вещах как Whole Lotta Love и Immigrant Song роль гитарных риффов - ключ ко всему остальному. В обоих случаях речь идет о предельно жестком звучании риффа, в котором нет ничего лишнего. Только тяжесть, только агрессия. Просто и эффективно.

Black Sabbath пошли изначально другим путем. Айомми иcпользовал долгий, тягучий "жирный" звук, который позволял во всей красе звучать таким вещам как War Pigs, и, безусловно, родоначальнице всего дум-метал - Black Sabbath.

Наиболее далеко музыканты зашли в поисках именно "тяжести" на своих альбомах Master of Reality и Vol.4

Тони Айомми
Тони Айомми

Пониженный строй гитар и долгий перегруженный звук дали образцы по настоящему "злого" и тяжелого звука, который стал эталоном для массы подражателей. В отличие от Zeppelin барабаны не столь выделяются в миксе, зато на первом плане тяжеленные гитары и вязкий бас Гизера Батлера, которые создают тут самую "стену звука", о которой говорит в своей книге Айомми.

На пластинке Vol.4 гитарист Black Sabbath сам "дорвался" до продюсирования всей музыки. Видимо, тут кроется причина того, что на некоторых треках поиски наиболее массивного и тяжелого звучания достигли апогея.

Не самая упоминаемая вещица группы St.Vitus Dance словно специально создавалась для того, чтобы порвать колонки в клочья!

Весьма свирепое звучание гитар можно найти и на альбоме Sabotage, хотя Айомми обьясняет это не поисками новых вершин "тяжести", а неурядицами и юридическими проблемами, которые в то время преследовали группу.

Как бы то ни было, а получилось прямо скажем превосходно. Нельзя не вспомнить о Symptom of The Universe. К тяжелым гитарам прибавились еще и "злой" вокал и агрессивные барабаны и шедевр тяжелого саунда готов.

Во всех своих пробах и экспериментах музыканты Black Sabbath создавали вещи, ничуть не похожие ни на Led Zeppelin, ни на других мастодонтов тяжелого стиля - Deep Purple.

Тони Айомми:

"Билл Уорд как-то сказал, что в то время мы решили превзойти по тяжести Zeppelin. Я этого не помню, но могло быть и так. Так и вы бы сделали в те дни. Но в действительности не было никакого великого противостояния между Sabbath и Zeppelin. И мы, и они из Бирмингема, мы были из одной банды, если хотите, так что мы всегда желали им всего наилучшего, и, я уверен, они нам тоже.

Сейчас все свободно общаются с людьми из других групп, но тогда так не было. Мы общались с ребятами из Led Zeppelin, потому что приятельствовали с Бонэмом и Плантом. Всегда был какой-то напряг между командами из Лондона и из Бирмингема, из Мидландса (Midlands). Лондонские музыканты всегда считали, что их группы лучше, чем наши. Они смотрели свысока на людей из Мидландса, а мы в свою очередь считали лондонцев снобами. По этой причине было много элементов соревновательности, и группы пытались уделать друг друга. Были Zeppelin, Sabbath и Purple, но соперничество было только с Deep Purple, во всяком случае чуть позже точно, когда “Paranoid” попал в чарты, а у них вышел сингл “Black Night”. Это было тогда, когда оба коллектива взбирались по хит-парадам, тогда мы ощущали настоящее противостояние."(с)

Думаю, Тони тут лукавит, а может быть и на самом деле не помнит. Во всяком случае Оззи Вспоминает следующее...

"…В Лондоне мы сыграли в нескольких клубах. На одном из этих концертов перед нашим выходом на сцену диджей поставил какую-то запись, и она мне просто снесла колпак. Вокал показался мне знакомым. И тут до меня дошло: это Роберт Плант. Я подошел к диджею и спросил: «Это новая пластинка New Yardbirds?»

– Нет, это новая группа! Называется Led Zeppelin.

– Правда?

– Да, чувак. Клянусь.

Мы отыграли концерт, но я не мог выбросить ту запись из головы, так что опять подошел к диджею и спросил: «Ты уверен, что это не New Yardbirds? Я знаю этого вокалиста, и он поет не в Led Zeppelin. На конверте написаны имена участников группы?» Он прочитал имена: «Джимми Пейдж, Джон Бонэм, Джон Пол Джонс, Роберт Плант».

Я не мог в это поверить: New Yardbirds поменяли название на Led Zeppelin… и создали лучшую запись, которую я слышал за многие годы. Помню, в фургоне по дороге домой я сказал Тони: «Ты слышал, какой тяжелый саунд этого альбома Led Zeppelin?»

Нисколько ни смутившись, он ответил: «У нас будет тяжелее».(с)

А что же Deep Purple?

Если их фаны дочитали статью до этого места и все еще в ярости не закрыли браузер, то сообщаю им свою точку зрения на их вариант "тяжелого" звука - на мой взгляд группе удалось создать наиболее сбалансированный саунд. Если у Zeppelin был некоторый перекос в пользу мощных ударных, а у Sabbath - в пользу тяжелых гитар, то Deep Purple создали самую гармоничную и ровную панораму, в которой все инструменты прослушивались одинаково хорошо. Это совсем не удивительно, ведь каждый из музыкантов в отдельные моменты мог взять на себя солирующую роль. Поэтому логично было выдать "всем поровну" места в миксе. Так или иначе, но звучание группы - настоящий эталон мощи, красоты, сбалансированности и "читаемости" всех без исключения инструментов на всех дисках группы....начиная с Fireball. Но! Я сегодня - только о Deep Purple 70-ых, когда все три группы активно работали и развивались.

Ричи Блэкмор
Ричи Блэкмор

Deep Purple стали самой "скоростной" и техничной бандой из всех, не даром само слово "скорость" ассоциируется сразу с несколькими супер-хитами группы - "король скорости", "звезда автострады", "метеор".

Звучание было радикально не похоже ни на Zeppelin, ни, тем более, на Black Sabbath поскольку музыканты использовали совершенно иной подход ко всему. Если Пейдж использовал смычок, то Блэкмор пользовался регулятором громкости гитары, если Айомми играл вязкие гитарные соло, основанные на драматичных мелодиях и тяжелом блюзе, то Блэкмор, даже используя те же гаммы звучал сильно иначе. Агрессивное использование рычага вибрато делало его игру абсолютно узнаваемой и не похожей ни на кого. Кстати! Когда в середине 70-ых появилось множество подражателей подобной техники( хотя бы тот же Энди Скотт), Ричи демонстративно отказался о неё, найдя новые для себя "фишки". Если у Пейджа был идеально подходящий для хард-рока, основанного на блюзе, звук Les Paul, то у Ричи в руках был полный его антипод - Stratokaster, яркий, прорезающий любой микс инструмент.

А гипер-уверенная игра позволила ему быстро завоевать титул "короля хард-рока".

В саунде группы было еще одно принципиальное отличие, которое её выделяло - "тяжелое" звучание органа. Конечно, Джон Пол Джонс тоже использовал орган в некоторых вещах Zeppelin, но это были вещи вроде Your Time Is Gonna Come или Tank You, лирические. А теперь вспомните, как звучит орган в концовке Fools - мрачное, похоронное звучание, и очень "тяжелое".

Наряду с этим группой было создано целое созвездие тяжелых рифоов, совершенно иного настроения, чем у их звездных конкурентов, и часто их отличительными чертами становились скорость, экспрессия и напор. Можно привести в пример Burn, как один из лучших.

Конечно, не только ведущие гитаристы определяли звучание этих групп. Вся прелесть ситуации была в том, что каждый их участник играл в своем неповторимом стиле. Игра Джона Бонэма, Яна Пейса и Билла Уорда - это три разные вселенные в мире ударных, но точно тоже самое можно сказать и о бас-гитаристах, и вокалистах этих групп. Каждый вносил свою лепту.

Чтобы не превращать статью в бесконечную, закончу её небольшим разбором интересного вопроса - при всех принципиальных отличиях, не было ли случаев совместных джемов этих групп, пусть даже в неформальной обстановке? Скрестить "ужа и ежа" и послушать как звучит условный Deep Sabbath было бы любопытно. Во всяком случае один такой случай Тони Айомми припоминает, хотя тут речь скорее о Black Zeppelin!

"Ребята из Led Zeppelin приходили к нам во время записи “Sabbath Bloody Sabbath”, и мы поджемовали вместе. Бонэм хотел сыграть одну из наших песен, думаю, это была “Sabra Cadabra”, но мы сказали: “Не, мы наши песни уже отыграли. Давайте просто устроим джем и поиграем что-то ещё.”

Не знаю, остались ли какие-то плёнки. Это было бы нечто особенное: Black Zeppelin. Только раз или два мы играли совместно. Джон был всегда готов поджемовать с нами в ранние годы, но Биллу всегда не нравилась идея, что Джон будет играть на его установке. Это была его любовь и гордость, а Бонэм всегда ломал ему что-нибудь.

“О, Билл, дай поиграть на них..”

“Не, сломаешь что-нибудь.”

“Ну дай попробовать, Билл.”

“Ни фига!”

Они были сумасшедшими, серьёзно. "(с)

Сохранились и записи( не очень качественные, но какие есть), относящиеся к периоду, когда в Black Sabbath находился Ян Гиллан. В тот период они иногда играли на сцене некоторые из вещей Deep Purple, как например, Smoke On The Water.

Как нетрудно заметить, Sabbath даже с Гилланом остается Sabbath-ом, а Айомми никогда не будет звучать как Ричи Блэкмор. Слишком индивидуально отличны эти музыканты!

На этом сегодня прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!

Другие статьи автора:

Led Zeppelin. Black Dog. Странный хит?

Другой Black Sabbath. Не самые типичные треки известной группы

Fireball.Классический альбом Deep Purple, который никогда не нравился Ричи Блэкмору