Найти в Дзене
Visotsky Inc.

Как управлять развитием своего бизнеса

Оглавление

Есть мнение, что бизнес-стратегия нужна лишь крупным корпорациям, но оно ошибочно. Маленькие компании в стратегическом управлении особенно остро нуждаются, потому что не могут себе позволить выбрасывать деньги на эксперименты и годами топтаться на месте. Для кого-то это и вовсе может закончиться крахом.

Для чего нужна бизнес-стратегия

Стратегическое управление — это эффективный инструмент для быстрого и управляемого развития. Состоит управление из 2-х этапов:

  • планирования;
  • контроля выполнения планов.

Последний осуществляется за счёт отчётности за определённый период.

Бизнес-стратегия как руководство к действию

Если стратегия создана владельцем компании, который отвечает за миссию и идеологию, значит, стратегию можно использовать в качестве руководства к действию при реализации целей. То есть она в этом случае отвечает на вопрос: «Как?»

Проще говоря, если владелец хочет:

  • открыть ещё один магазин, продумывая стратегию, — он должен понять, как это сделать;
  • вывести новый продукт на рынок, составляя стратегический план, — он обязан продумать, как его реализовать и т. д.

В случае со стратегией мало иметь мечты и желания. Важны также технология, которая будет использоваться, шаги для её реализации.

Практика показывает, что добиться желаемого результата можно лишь в случае, когда сами сотрудники видят свои цели и идут к ним. Правда, на деле команда бывает настолько поглощена рутинными задачами, что не замечает, ради чего они делаются. Чтобы впоследствии это не вылилось в сопротивление и не поставило под угрозу будущее компании, следует детально объяснять сотрудникам, куда лидер их ведёт. Если и после объяснений трудности возникают, это значит, что надо заново продвигать идею.

-2

Бизнес-стратегия как план

Разрабатывая её, важно делать акцент не на детальном пошаговом плане, прописывая многочисленные инструкции для персонала, а на основных моментах. К слову, чаще всего они отражены в миссии компании.

Например, миссия может звучать так: «Предоставить всё лучшее покупателям: качество товара, широкий ассортимент, доступные цены, сервис». В этом случае при разработке стратегии развития бизнеса следует учесть основные нюансы:

  • широкий ассортимент, качество — чтобы реализовать задуманное, нужно тщательно подобрать поставщиков;
  • доступные цены — важно проанализировать предложения конкурентов, продумать, как дать своим клиентам более выгодные условия (работать напрямую с производителями, оптимизировать затраты на логистику, разработать интересные акционные предложения, программы лояльности и др.);
  • сервис — чтобы его обеспечить, надо предоставить покупателям возможность круглосуточного оформления заказа, компетентную техподдержку, оперативную доставку и т. д. (для интернет-магазина).

Для обеспечения сервиса в розничном магазине будут важны: квалифицированный персонал в зале, который поможет подобрать нужный товар, дополнительные услуги, связанные с его спецификой (если компания продаёт компьютеры и ноутбуки, можно предложить и услугу установки ПО) и др.

Следовательно, бизнес-стратегия в этом случае будет включать следующие шаги:

  • подбор поставщиков;
  • анализ конкурентов;
  • разработка сайта с удобной навигацией, подбор консультантов, курьеров, организация слаженной работы между техподдержкой и курьерской службой (для интернет-магазина);
  • найм персонала, повышение мотивации, организация курьерской службы, если это крупногабаритный товар и т. д. (для офлайн-магазина).
-3

Бизнес-стратегия как свод правил

В этом случае в её формулировке отмечаются моменты, показывающие, как руководство собирается достигать поставленных целей.

Например, стратегия может звучать так: «Производить товары высокого качества с минимальными издержками в объёме не менее 3 тонн в год...»

Следовательно, правила для компании по достижению целей:

  • товары высокого качества — производство продукции, которая будет удовлетворять требования потребителей;
  • минимальные издержки — снижение себестоимости товаров, затрат на логистику;
  • объём минимум 3 тонны в год — увеличение производственных мощностей до таких размеров, чтобы они позволили реализовать стратегию и т. д.
-4

Бизнес-стратегия как определение направлений развития

В этом случае анализируются потребности рынка, чтобы выявить продукты, которые смогут лучше всего удовлетворить потребителей. На основании этого делаются выводы о том, какое направление нужно создать, какое развивать, а от какого отказаться.

Например, компания занимается изготовлением полипропиленовых теплоизоляционных материалов, реализуя их лишь в сезон. Следовательно, разрабатывая свою бизнес-стратегию, ей желательно ввести дополнительные продукты, которые будут пользоваться спросом в межсезонье. Другой вариант — работать в межсезонье на склад. К слову, в этом случае можно решить сразу несколько проблем бизнеса: подбор и обучение персонала перед началом сезона, сокращение брака на начальном этапе работы, когда у сотрудников ещё нет опыта, отсутствие прибыли в межсезонье и т. д.

-5

Уровни реализации стратегии

Мало создать стратегию развития бизнеса или организации, важно ещё и реализовать её на всех уровнях, чтобы вся команда двигалась в одном направлении, и каждый качественно выполнял свои обязанности для реализации общей цели.

Уровни, на которых стратегия внедряется:

  • корпоративный — есть в компаниях, которые работают в нескольких отраслях бизнеса; здесь обсуждаются возможности диверсификации, ликвидации направлений, закупок, продаж, управления финансами;
  • отрасли бизнеса — стратегия на этом уровне разрабатывается и внедряется на основе корпоративной; задача — создать конкурентоспособное предприятие; непосредственно разработкой занимаются первые руководители направлений;
  • функциональный — уровень руководства функциональных отделений: построения, распространения, финансового, технического отделений, отделения квалификации и т. д.; их руководители планируют свою работу с учётом поставленных задач;
  • линейный — уровень руководства отдалённых филиалов; правда, если компания не диверсифицирована, его может и не быть.

Благодаря внедрению стратегии на всех уровнях, удаётся показать сотрудникам их цели и добиться согласованности действий. Это способствует достижению успеха.

Чтоб оставаться в курсе о новых статьях - подписывайтесь на канал!