Есть мнение, что бизнес-стратегия нужна лишь крупным корпорациям, но оно ошибочно. Маленькие компании в стратегическом управлении особенно остро нуждаются, потому что не могут себе позволить выбрасывать деньги на эксперименты и годами топтаться на месте. Для кого-то это и вовсе может закончиться крахом.
Для чего нужна бизнес-стратегия
Стратегическое управление — это эффективный инструмент для быстрого и управляемого развития. Состоит управление из 2-х этапов:
- планирования;
- контроля выполнения планов.
Последний осуществляется за счёт отчётности за определённый период.
Бизнес-стратегия как руководство к действию
Если стратегия создана владельцем компании, который отвечает за миссию и идеологию, значит, стратегию можно использовать в качестве руководства к действию при реализации целей. То есть она в этом случае отвечает на вопрос: «Как?»
Проще говоря, если владелец хочет:
- открыть ещё один магазин, продумывая стратегию, — он должен понять, как это сделать;
- вывести новый продукт на рынок, составляя стратегический план, — он обязан продумать, как его реализовать и т. д.
В случае со стратегией мало иметь мечты и желания. Важны также технология, которая будет использоваться, шаги для её реализации.
Практика показывает, что добиться желаемого результата можно лишь в случае, когда сами сотрудники видят свои цели и идут к ним. Правда, на деле команда бывает настолько поглощена рутинными задачами, что не замечает, ради чего они делаются. Чтобы впоследствии это не вылилось в сопротивление и не поставило под угрозу будущее компании, следует детально объяснять сотрудникам, куда лидер их ведёт. Если и после объяснений трудности возникают, это значит, что надо заново продвигать идею.
Бизнес-стратегия как план
Разрабатывая её, важно делать акцент не на детальном пошаговом плане, прописывая многочисленные инструкции для персонала, а на основных моментах. К слову, чаще всего они отражены в миссии компании.
Например, миссия может звучать так: «Предоставить всё лучшее покупателям: качество товара, широкий ассортимент, доступные цены, сервис». В этом случае при разработке стратегии развития бизнеса следует учесть основные нюансы:
- широкий ассортимент, качество — чтобы реализовать задуманное, нужно тщательно подобрать поставщиков;
- доступные цены — важно проанализировать предложения конкурентов, продумать, как дать своим клиентам более выгодные условия (работать напрямую с производителями, оптимизировать затраты на логистику, разработать интересные акционные предложения, программы лояльности и др.);
- сервис — чтобы его обеспечить, надо предоставить покупателям возможность круглосуточного оформления заказа, компетентную техподдержку, оперативную доставку и т. д. (для интернет-магазина).
Для обеспечения сервиса в розничном магазине будут важны: квалифицированный персонал в зале, который поможет подобрать нужный товар, дополнительные услуги, связанные с его спецификой (если компания продаёт компьютеры и ноутбуки, можно предложить и услугу установки ПО) и др.
Следовательно, бизнес-стратегия в этом случае будет включать следующие шаги:
- подбор поставщиков;
- анализ конкурентов;
- разработка сайта с удобной навигацией, подбор консультантов, курьеров, организация слаженной работы между техподдержкой и курьерской службой (для интернет-магазина);
- найм персонала, повышение мотивации, организация курьерской службы, если это крупногабаритный товар и т. д. (для офлайн-магазина).
Бизнес-стратегия как свод правил
В этом случае в её формулировке отмечаются моменты, показывающие, как руководство собирается достигать поставленных целей.
Например, стратегия может звучать так: «Производить товары высокого качества с минимальными издержками в объёме не менее 3 тонн в год...»
Следовательно, правила для компании по достижению целей:
- товары высокого качества — производство продукции, которая будет удовлетворять требования потребителей;
- минимальные издержки — снижение себестоимости товаров, затрат на логистику;
- объём минимум 3 тонны в год — увеличение производственных мощностей до таких размеров, чтобы они позволили реализовать стратегию и т. д.
Бизнес-стратегия как определение направлений развития
В этом случае анализируются потребности рынка, чтобы выявить продукты, которые смогут лучше всего удовлетворить потребителей. На основании этого делаются выводы о том, какое направление нужно создать, какое развивать, а от какого отказаться.
Например, компания занимается изготовлением полипропиленовых теплоизоляционных материалов, реализуя их лишь в сезон. Следовательно, разрабатывая свою бизнес-стратегию, ей желательно ввести дополнительные продукты, которые будут пользоваться спросом в межсезонье. Другой вариант — работать в межсезонье на склад. К слову, в этом случае можно решить сразу несколько проблем бизнеса: подбор и обучение персонала перед началом сезона, сокращение брака на начальном этапе работы, когда у сотрудников ещё нет опыта, отсутствие прибыли в межсезонье и т. д.
Уровни реализации стратегии
Мало создать стратегию развития бизнеса или организации, важно ещё и реализовать её на всех уровнях, чтобы вся команда двигалась в одном направлении, и каждый качественно выполнял свои обязанности для реализации общей цели.
Уровни, на которых стратегия внедряется:
- корпоративный — есть в компаниях, которые работают в нескольких отраслях бизнеса; здесь обсуждаются возможности диверсификации, ликвидации направлений, закупок, продаж, управления финансами;
- отрасли бизнеса — стратегия на этом уровне разрабатывается и внедряется на основе корпоративной; задача — создать конкурентоспособное предприятие; непосредственно разработкой занимаются первые руководители направлений;
- функциональный — уровень руководства функциональных отделений: построения, распространения, финансового, технического отделений, отделения квалификации и т. д.; их руководители планируют свою работу с учётом поставленных задач;
- линейный — уровень руководства отдалённых филиалов; правда, если компания не диверсифицирована, его может и не быть.
Благодаря внедрению стратегии на всех уровнях, удаётся показать сотрудникам их цели и добиться согласованности действий. Это способствует достижению успеха.
Чтоб оставаться в курсе о новых статьях - подписывайтесь на канал!