Всем привет! Сегодня я бы хотел обсудить такую тему как раздробленность метал-сообщества на 2 огромных лагеря: "традиционный метал" и "альтернатива". К сожалению, не возможно отрицать тот факт, что крайне часто это две непримиримые стороны. Традиционщики обычно ведут себя намного грубее: или с открытыми наездами, или просто отрицая принадлежность альтернативных жанров к метал музыке. В свою очередь, противоположная сторона обычно поступает проще – делают вид, будто весь мир тяжелой музыки ограничивается их существованием и могут быть даже не в курсе того как их любимые группы ненавидятся огромной массой людей. Как человека, который начинал с альтернативы, а потом и более чем основательно увлёкся традиционщиной, меня всегда расстраивало то, как мало людей способны оценить достоинства музыки по обе стороны баррикад. В этой статье я бы хотел выдвинуть несколько мыслей по поводу того, почему этот барьер должен быть тоньше.
Взгляд людей со стороны
Начну издалека. Возможно сейчас будет многих бомбить, но для тех, кто не увлекается рок музыкой, это всё звучит как одно и то же. Рок и метал это для них одно и то же, панк это наверное поджанр метала, а термин альтернативы по отношению к поджанрам метала скорее всего не принимают в принципе, для них вся подобная музыка это и есть 'альтернатива' по отношению к тому, что им нравится слушать. В этом плане, былая манера на Западе не заморачиваться на счет жанров была достаточно мудрой, пускай и бессодержательной: весь метал попадал под категорию heavy, и не важно Iron Maiden ли это или Slipknot. И многие 'не тру' группы, типа тех же Slipknot, там относили к такому понятию как new wave of American heavy metal.
Смысл термина "альтернатива" и краткая история
Тут весьма забавно, поскольку без справочника правильного ответа не найти. Традиционщики частенько считают будто альтернатива значит "коммерческая альтернатива нормальной рок/метал музыке", альтернативщики чаще воспринимают альтернативу как "альтернатива более коммерческой и массовой музыки в лице попа и репа", что ближе к правде, но тоже не особо точно. Альтернативный рок появился ближе к концу 70-ых (по другим источникам – аж в ранние 60-ые) и обозначал независимую, андеграундную рок сцену, которая имела некоторые отличия от тогдашнего коммерчески успешного рока и поп музыки. Так что получается, что альтернативный рок был своего рода синонимом андеграундного рока. Что же до противопоставления 'коммерческому року', то тут надо вспомнить какая рок музыка обладала высоким коммерческим успехом во второй половине 70-ых: это были хард рок, прогрессив рок и классический панк-рок. Если быть точнее, то популярность прог рока уже потихоньку угасала из-за появления панка. Жанры попадающие под определение альтернативы вполне себе соответствовали своему изначальному определению: вплоть до начала 90-ых альтернатива была весьма андерграундным явлением и крайне редко выбивалась в массы. Всё изменилось в одно мгновение, когда американская группа Nirvana выпустила свой второй альбом "Nevermind" (1991) и перевернула ход истории на 180 градусов: преимущественно благодаря одному альбому целые жанры были списаны: глэм рок/метал встретили свою перманентную смерть, а многие другие – просто тяжелые времена потери интереса со стороны массовой публики. Конечно, одной Нирваной и гранджем дело не ограничивалось: верхушку мейнстрима доминировал такой славный жанр альтернативной рок музыки как бритпоп, очень многих привлекла новая волна синтпопа, появление поп-панка. На сцене более тяжелой музыки появился ню-метал, индастриал метал получил свою первую широкую популярность. Появился грув метал, который можно было бы назвать двойным агентом, работающим во благо сразу двух сторон. Иронично, но в нулевые изначально андеграундная ветка рок музыки уже практически полностью доминировала весь мейнстрим рок и метал музыки. Дополнительно я бы заострил внимание, что нулевые это было время когда "будущее наступило сейчас" – идея нового времени была в хорошем смысле романтизирована, был повышенный спрос к более урбанистической музыке, абсолютно любые кроссоверы гитарной музыки, электроники и хип-хипа разлетались как горячие пирожки, и для альтернативы это дало дорогу для огромного пласта новых групп.
Одним из наиболее ярких примеров слияния разных стилей урбанистической музыки был у Linkin Park, их альбом ремиксов Reanimation (2002). Парни уловили дух времени и очень вовремя сделали соответствующий релиз: чистый вокал, электроника, скриминг, гитарный дисторшн, андеграундные реперы – всё на месте.
Отдельно стоит отметить и то, что 90-ые были временем великого разделения в метал-тусовке: если в 80-ые весь метал был достаточно однородной массой с минимальными отличиями между собой, но начиная с 90-ых метал стал крайне разношерстной музыкой и каждый его поджанр, не важно альтернативный или более традиционный, тянул развитие метал музыки в свою сторону, и вряд ли существует хотя бы один металист которому бы нравились абсолютно все поджанры метала. Индивидуализм победил, коллективизм проиграл.
Якобы разные корни
Видел несколько раз утверждения на тему того, что те, кто слушают традиционный метал, никогда не смогут принять альтернативный поскольку корни у этих явлений якобы абсолютно разные и всё в таком духе. Не, частично это может и правда, особенно в контексте тех альтернативных групп, кого записывают в метал скорее по ошибке, но вообще, но это скорее неправда чем правда. Начнём с того, что современные традиционщики не имеют никакого отношения к истокам рок музыки. Для традиционщиков всё началось с хард рока, но до самой первой харды было ещё 15-20 лет истории рок музыки. Если не отвлекаться на менее крупные течения внутри ранней рок музыки, то получается примерно такая картина: в середине 50-ых родилась рок музыка в лице рокенрола, в 60-ые главным лицом рок музыки был классический рок, из классического рока выросли в том числе и такие жанры как хард рок и панк-рок. Классический панк перерос в хардкор-панк и когда сегодня говорят о панке, обычно подразумевают именно хардкор-панк, а не классический панк-рок. Хард рок и хэви метал – весьма трудно различимые между собой явления, но по крайней мере ясно, что дальнейшее появление трэш метала и их промежуточной формы в лице спид метала было бы невозможным если бы не смешение хэви с хардкор-панком. Так вот, альтернатива тоже появилась из панка и различных его более новых форм, включая всё тот же хардкор-панк. Дальше получается забавно: панк и альтернатива это по сути 2 сапога пара и их развитие зачастую между собой связано. Но подвох в том, что то же самое можно сказать и про развитие метала и панка – эти двое без друг друга бы так и остались бы где-то на уровне конца 70-ых/начала 80-ых. Но к панку многие любители традиционщины относятся хорошо, чего не скажешь про альтернативу. Как же так? Кульминации это всё достигло с появлением так называемой "-кор сцены" (наиболее яркие её поджанры – металкор и дэткор), которую пытаются изгнать и из традиционного метала, и из панка, и из альтернативы. И получается, что -кор сцена вроде бы является частью всех трёх этих крупных лагерей, но при этом в каждом из них они являются чужими среди своих.
Другой момент на счет корней хотел бы рассмотреть на примере жанра, который собственно говоря и является виновником всей этой альтернативной революции в тяжелой музыке – грандж. Очень многие не держат грандж за метал или же держат его за что-то прям чужое для рок/метал культуры. Тем не менее, считается, что грандж вылез напрямую из хэви метала, с влиянием замедлений в духе группы Black Sabbath. Black Sabbath сами себя считают хард рок группой, но среди фанатов их чаще всего называют самой первой хэви метал группой. Сам Курт любит такие группы как Beatles, Black Sabbath и Iron Maiden. Считается, что грандж так же связан с такими жанрами как стоунер рок/метал, сладж, нойз рок и альтернативный рок. Как можно видеть, если не считать того самого альт рока, набор более чем традиционный. В каком-то смысле, грандж заново изобрёл дум метал, но вместо этого он стал 'галимой альтернативой'.
Похожие вещи можно сказать про многие альтернативные жанры, не только грандж. Их корни находятся в преимущественно традиционных жанрах, сами музыканты слушали всё тех же Metallica, Judas Priest и прочих, кто был популярен в годы их молодости. Но многие металисты почему-то считают так: что ты слушаешь, то и играешь, но вообще-то творчество работает совсем не так. Конечно, наиболее сложным в их списке будет ню-метал. Во-первых, потому, что ню-метал в кроссжанровости зашел намного дальше других, во-вторых, ню-метал группы между собой зачастую настолько сильно разные, что их трудно воспринимать как представителей одного и того же музыкального направления. Но даже они имели достаточно стандартный набор фаворитов среди тяжелой музыки.