Фрэнку Оуэну Гери 91 год. Он любит море и воздух, проектирует дизайн и строит невероятные сооружения, глядя на которые, испытываешь восторг и изумление.
Как удалось ему придумать и воплотить в жизнь подобное?
Краткая биография
Знаменитый архитектор Фрэнк Гери родился в 1929 году в Торонто. В юношеском возрасте вместе с родителями иммигрировал в США. В 1949-м будущий мэтр проектирования приступил к изучению архитектуры в Университете Южной Калифорнии, в 1956-м — городского планирования в Гарвардском университете.
В 1962 году после работы в нескольких архитектурных бюро Фрэнк О. Гери основал в Лос-Анджелесе собственную фирму, которая сегодня называется Gehry Partners. Каждый крупномасштабный проект компании — важная веха в биографии основателя. В наши дни, как и прежде, глава фирмы стремится к совершенству искусства проектирования.
XX столетие (80—90-е)
Всё начиналось с создания стульев из гофрированного картона. Нетрадиционный материал и причудливый дизайн произвели фурор. Затем последовал «ремонт» старого особняка Гери в Санта-Монике, превращённого в результате смелых экспериментов в нечто авангардное. Стандартное здание обросло неправильной формы пристройками из металлических сеток, стекла и реек, а крышу дополнил прозрачный купол.
В 80-х вокруг молодого архитектора объединялись приверженцы деконструктивизма. Постепенно новое направление обретало характерные черты: выразительность конструкций, изломанность линий, визуальную усложнённость. Будущие дома виделись изогнутыми с искажёнными металлическими плоскостями. Так формировался фирменный стиль Гери.
Это был период крупномасштабных заказов. Фрэнк Гери с упором на собственный вкус и чувство композиции создавал многочисленные проекты, в том числе комплекса Новой таможни в Дюссельдорфе и музея Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе, золотой «плывущей рыбы» в Барселоне и «танцующего дома» в Праге.
В конце 90-х одним из самых зрелищных на планете было признано здание европейского филиала музея Гуггенхейма. Сооружение, напоминающее волнообразную скульптуру произвольной формы, и поныне считается хрестоматийным образцом и манифестом деконструктивизма. Благодаря этой постройке депрессивный испанский городок Бильбао превратился в преуспевающий туристический центр.
XXI век
Фрэнк Гери утвердился в статусе одного из крупнейших архитекторов современности, пригласить которого на работу — мечта богатых инвесторов.
Автор ярчайших образцов деконструктивизма продолжает проектировать объекты, которые восхищают и не имеют ничего общего с безликими, недружелюбными, навевающими холод стеклянными коробками небоскрёбов.
В перечне выдающихся творений Гери: музеи, концертные залы, медицинские центры, офисные здания.
Творческий путь Фрэнка Оуэна Гери трудно назвать гладким. Случались судебные разбирательства. Возникали конфликты с заказчиками из-за того, что первоначальные проекты изменялись и выходили за рамки бюджета. Архитектора, несмотря на всемирную известность, критиковали за непрактичность зданий и склонность к внешним эффектам.
Лауреат престижных Притцкеровской и Императорской премий, обладатель множества наград не вступает в полемику с ценителями прекрасного. «У меня как у художника есть свои ограничения. Одно из них — гравитация, — заявляет Фрэнк Гери. — Но со всеми этими ограничениями у меня есть 15% свободы, чтобы создать искусство».