Современная Генуя — один из центров Итальянской Ривьеры, солнечный туристический центр и по совместительству самый крупный порт Италии. Жизнь здесь течёт своим чередом, мирным и спокойным. Трудно себе представить, что семьсот лет назад этот город был центром огромной торговой империи, конкурировавшей с сильными мира, а генуэзские корабли участвовали практически во всех крупных войнах Средневековья.
Торговая империя
Находившиеся в составе Ломбардского королевства города Северной Италии развивались довольно динамично. Уже ко времени коронации Карла Великого в Риме и образования империи в Генуе начал формироваться слой зажиточной аристократии, который занимался преимущественно торговлей и рыбными промыслами.
Горожане длительное время боролись за доминирующее положение с феодалами и клириками, и уже к 11 веку они достигли успеха. Ещё в 958 году король Италии Беренгар II даровал городу юридическую свободу. Спустя столетие это приведёт к созданию самоуправляемой коммуны, политическая система которой сохранится на протяжении всего времени существования республики.
С 11 века Генуя начинает поступательное движение к расширению своего влияния в Средиземном море. Этому способствовали начавшиеся примерно в то же время Крестовые походы, в которых генуэзский флот принял самое деятельное участие.
С пизанцами удалось разобраться довольно быстро и без серьёзных потерь: уже в конце 13 века в результате серии столкновений Генуя получает в своё владение Корсику и Северо-Западную Сардинию. На Востоке торговое влияние лигурийцев распространяется на всю Византийскую империю, восстановленную после взятия Константинополя армией крестоносцев в 1204 году. Тогда в Средиземном море столкнулись два гегемона, две крупнейшие торговые республики своего времени — Венеция и Генуя.
Соперничество с Венецией
К этому времени обе республики имели форпосты и колонии практически на всём протяжении Средиземного моря — от черноморского побережья и Греции до Испании. Борьба за торговые пути и рынки сбыта шла с переменным успехом без малого два столетия.
Первое столкновение произошло уже в середине 13 века — причиной начала боевых действий стало стремление Генуи удержать контроль над своими форпостами в Сирии. Обе стороны прибегали к найму корсаров, действовавших на коммуникациях противников, отчего страдала торговля не только самих боровшихся друг с другом республик, но и третьих стран.
Новый раунд противостояния начался спустя почти тридцать лет после окончания последней войны между республиками. После взятия мусульманами Акры возросла ценность черноморских торговых путей, почти полностью контролировавшихся Генуей. Венеция начала борьбу за «место под солнцем» — и в 1294 году атаковала флот противника у порта Айаса, что в Киликии, но безуспешно.
В начале 14 века республики попытались объединить усилия для защиты своих торговых интересов в Чёрном море в связи с активизацией там татар, однако сближения не случилось. Наоборот, в 1350 году вспыхнула очередная война: венецианцы вновь попытались защитить свои интересы в Чёрном море, тем более что генуэзцы беспардонно арестовывали суда и задерживали купцов своих итальянских коллег. На сей раз Византия выступила союзником Венеции.
«Война Кьоджи», начавшаяся в 1378 году, стала последним, решающим актом в многолетнем противостоянии североитальянских республик. Поражение вызвало глубокий политический кризис в Генуе, а война закончилась резким усилением Венеции. В Средиземном море остался лишь один.
Упадок и возрождение
Ослабевшая Генуя вскоре попала под влияние Франции и стала пешкой в бушевавших на рубеже 14−15 веков Итальянских войнах между Габсбургами и Парижем.
«Век Генуи», по меткому замечанию историка Фернана Броделя, начался в середине 16 века — именно тогда банкротство испанского короля Филиппа II фактически ознаменовало смену государственных кредиторов и вывело на первый план генуэзских банкиров.
Помимо инвестиций в экспедиции в Новый Свет и кредитование европейских монархов республиканские деятели вкладывали большие деньги в развитие искусства — наравне с более известными меценатами из династий Медичи и Борджиа.
Однако второй «Золотой век» стал провозвестником скорого окончательного заката. Этому способствовало, прежде всего, ослабление прежних постоянных клиентов — испанских монархов — и появление новых финансовых и торговых центров.
К 18 веку республика оказалась неспособна сопротивляться Франции, а её экономическая мощь оказалась подорвана многочисленными долгами. В 1768 году Генуя капитулировала перед державой Бурбонов и отдала ей Корсику, а окончательное падение состоялось в период Наполеоновских войн.