Найти в Дзене
Дмитрий Бридже

Новый политический альянс монархий Персидского залива: задачи и перспективы.

Настоящим дипломатическим прорывом стала нормализация отношений между королевством Саудовская Аравия и эмиратом Катар достигнутая 5 января 2021 г. Ранее в 2017 г. страны частично, а в 2019 г. официально, разорвали дипломатические отношении. Что стало следствием обвинения Саудовской Аравии Катара в пособничестве международному терроризму, в частности, его поддержка движения «Братьев-мусульман», а

Настоящим дипломатическим прорывом стала нормализация отношений между королевством Саудовская Аравия и эмиратом Катар достигнутая 5 января 2021 г. Ранее в 2017 г. страны частично, а в 2019 г. официально, разорвали дипломатические отношении. Что стало следствием обвинения Саудовской Аравии Катара в пособничестве международному терроризму, в частности, его поддержка движения «Братьев-мусульман», а также, из-за разногласий в отношении лидеров обоих государств к событиям «Арабской весны» 2011 г. Кроме того, обе страны имели ряд острых политических конфликтов на протяжении всего 20 в. Тогда, вслед за Саудовской Аравией с Катаром разорвали отношения Бахрейн, ОАЭ, Египет и еще ряд государств Арабского мира.

Таким образом, достигнутое политического урегулирования открывает новые возможности для арабских стран, во-первых, возвращение к историко-дипломатическому альянсу монархий Персидского залива, во-вторых, способствует формированию единого фронта борьбы с иранским присутствием на территории Ближнего Востока. Так как Иран остается главной угрозой суннитских государств арабского мира. Он последовательно укрепляет свои позиции в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене, например, внедряя идеологию террористической организации «Хезболла» на территории Ливана тем самым ослабляя позиции других партий, также стоя за рядом громких политических убийств, в их числе премьер-министра Ливана Рафика Аль-Харири.

Новый политический альянс монархий Персидского залива уже привел к консолидации арабского мира, что в дальнейшем будет способствовать его экономическому росту и установлению дипломатических контактов все большего числа арабских государств с Израилем.

Одним из ключевых игроков подписания дипломатических договоренностей является старший помощник президента США Джаред Кушнер, в компетенцию которого входит регион Ближнего Востока. Ранее, он способствовал подписанию ряда мирных пактов в регионе, так, например, договора о мире между Израилям и ОАЭ. Ряд экспертов полагает, что предпринимаемая администрацией президента Трампа политика ставит целью ослабление позиций Ирана путем создания экономической блокада страны, ее еще большая изоляция на международном уровне. Кроме того, по мнению газеты «Нью-Йорк Таймс», США хотят лишить Иран крупных доходов приносимых от авиационных рейсов с Катаром, трафик которых существенно возрос в следствии существовавшей блокады воздушного пространства эмирата рядом государств Персидского залива.

Однако, готов ли Катар отказаться от прежних договоренностей с Ираном и насколько он продолжит политико-дипломатическую интеграцию в исторический альянс монархий персидского залива, предсказать сложно, поскольку страна никогда не имела устойчивого мира со своими ближайшими соседями, прежде всего с Саудовской Аравией. Но, состоявшийся дипломатический прорыв стал серьезным импульсом политической жизни всего Ближнего Востока, свидетельством способности монархий региона находить взаимовыгодные компромиссы в быстроменяющихся обстоятельствах.