Найти тему
Учитель гармонии

Нагружать ли детей учебной работой на каникулах?

Оглавление
На беговых лыжах по набережной Волги
На беговых лыжах по набережной Волги

Не спешите, пожалуйста, отвечать однозначно и защищать святое право школьников на отдых. В особенности - младших школьников! Поверьте, никто не намерен здесь оспаривать эту незыблемую позицию.

Работая со студентами и имея возможность сравнить, своих собственных старших детей я считаю ещё совсем юными. Ученики четвёртого и второго классов, дочка и сын периодически нуждаются в тех же игрушках, играх и семейных мероприятиях. Активные, физкультурные прогулки я считаю критически важными - тем более, что в семье подрастает ещё и двое дошкольников.

В данной теме я не эксперт, но безусловный практик, постоянно находящийся в поиске истины. Дети попали в достаточно известные, рейтинговые школы Центральной Москвы; их преподаватели строги и авторитарны. Оценки - очень даже приличные, но не идеальные: всегда есть куда расти. Кроме того, ребята, на данном этапе, настроены всерьёз учиться музыке (это как раз моя специфика) и состоят на хорошем счету в одной из традиционных, сильных московских ДМШ.

... И по лесным холмам
... И по лесным холмам

Вот чувствую я, что к Рождеству мозги наши прояснились. Преодолев тяжёлое и нервное первое полугодие, мы с детьми в этот раз отключили все разговоры об учёбе на целую неделю. Включаем обратно, в связи с приливом сил: дел-то невпроворот - и школьных, и музыкантских.

И тут... особенно важно понять, ЧТО ИМЕННО каждый родитель вкладывает в понятие детского учебного труда.

Если это - пресловутое "Садись и делай, засекаю полтора/три часа/двадцать пять минут", то лучше, конечно, и не пробовать вовсе на каникулах. Мне категорически не близок призыв к тотальной самостоятельности школьников в делах, с характерным продолжением от "железобетонных" нынешних молодых родителей: "А ведь мы же как-то САМИ учились - и ничего себе, в люди выбились..."

На поверку, самоопределение "в люди выбились" далеко не всегда указывает на успешный и уникальный путь в профессию. Кроме того, поколение поколению рознь! Изменения колоссальны, их не могло не случиться за последние 30-50 лет.

Современное детское образование - как общее, так и специальное, предпрофессиональное - это территория глубокого родительского участия. Это не плохо и не хорошо, это - закономерно, ведь запросы на качество во взрослой жизни растут.

Аккуратно направить ребёнка и ненавязчиво сопроводить, не нарушив его самооценку, - важнейшая, по моему мнению, родительская практика.

Родительский "клуб" под горкой для санок и тюбинга
Родительский "клуб" под горкой для санок и тюбинга

Так вот: я, кажется, окончательно поняла, зачем детям нужны каникулы - если смотреть сквозь призму регулярной учёбы!

Время отдыха от школ - это время особой вовлечённости в соответствующие материи МАМ и ПАП. Если и взрослые одновременно в отпуске - просто прекрасно! Лучше не придумаешь.

- А твои за уроки сели? - устало и равнодушно выспрашивает соседка, сама многодетная мама за 45. - Я-то своих ну никак НЕ ЗАГОНЮ. Вот, говорю, по математике, небось, пол-учебника задали - дак нет, знай себе по дворам мотаются и на горку, на горку...

Даже не знаю, что здесь ответить. "По дворам мотаться и на горку" по-своему необходимо. А вот с "небось, пол-учебника задали..." я не согласна принципиально.

Мамочка, дорогая, да пойди же ты, прежде чем кудахтать, и разберись сама: что КОНКРЕТНО назначили педагоги твоим детям в качестве актуального задания? Вникни, оцени - не противься. Возможно, это слегка обеднит твои кулинарные поиски, милая добродетельная мамочка. Не согласна? Понимаю, с непривычки - трудно. Но! Напитывая своих школьников обалденной-несравненной выпечкой и гурманскими мясными закусками, НЕ НОЙ, что у них по той же математике глубокие и непролазные тройки. Трепетная традиционная мамуля, услышь! Без лишней серии гастрономических изысков, возможно, твои дети просуществуют эти зимние дни чуть аскетичнее. Без твоего участия в их образовании, с хорошей вероятностью - они планомерно катятся в бездну.

Зимнее утро завораживает. Мы со старшими детьми на лыжах затемно. Прайм-тайм создан для учёбы! Каждый прожитый день - это преодоление своих слабостей...
Зимнее утро завораживает. Мы со старшими детьми на лыжах затемно. Прайм-тайм создан для учёбы! Каждый прожитый день - это преодоление своих слабостей...

Снежная ночь. Дети спят. Сижу и расписываю гаммы-арпеджио во всех подробностях. Для флейты, к ближайшему техзачёту - с одним диезом, для фортепиано, на этот раз - с двумя бемолями. Эх, пальцы! Да кто ж вас разберёт, если не вбить напряжённо и с усилием, двадцать раз по одному месту? В каждой руке - своя картина. Скоординировать вместе - великое торжество.

Выбираю аппликатуру в дочкиных конкурсных этюдах, руководствуясь скудными наводками редактора. Расставить, выслать преподавателю по специальности, свериться, получить одобрение - и узаконить! Далее играть такими - и только такими пальцами. Нарушить хоть раз, позволить себе случайность - значит, низвергнуть опыт предыдущих занятий. Блюсти строго и бескомпромиссно. Бдить. Быть начеку. Или самостоятельно, или же - при осознании невозможности - руками репетитора. Но бдить. В противном случае - бросить без сожаления.

На пюпитре "препарированные" флейтовые ноты со штрихами и динамикой. Да, на блюдечке, да, с голубой каёмочкой. Верно, всё именно так. Толковый восьмилетний пацан слёту ловит, что такое короткие арпеджио по доминантсептаккорду с обращениями. Осознав наглядно и чисто зрительно, через пару дней он заиграет наизусть - и вот, впереди лишь работа над звуком. Кстати, в этом мама-музыковед уже не помощник, но уши у паренька в наличии, да и встреча с учителем - не за горами.

Дедушка 73-х лет, учёный, доктор физико-математических наук, тщательно вчитывается в содержание тренировочных ВПР по русскому и чтению для четвёртого класса. Нет, не зазорно. Не стыдно. Нормально, ибо дедушка - ЧЕЛОВЕК. Дедушка видит внучку далеко не каждый месяц, и потому на каникулах он отдаст её развитию все силы, какие только остались за душой. Нет, он не сделает за девочку её задания: в том нет нужды, ребёнок умён. Но организовать и заинтересовать - его святая обязанность. В этом нет ничего исключительного, это нормальная реакция дедушки на внуков, приехавших погостить на новогодние праздники.

Моя команда! Уже без лыж. В роли "отдыхальщиков", как любит подтрунивать наш дедушка
Моя команда! Уже без лыж. В роли "отдыхальщиков", как любит подтрунивать наш дедушка

После любых каникул наступает очередное учебное полугодие, с его прорывами, напрягами и разочарованиями. Хорошо, что каникулы в этот раз длиннее обычного. Нам, например, предстоит ещё много и активно поработать внутри семьи, прежде чем показываться учителям. В ДМШ, кстати, особенно жёстко: было бы что показывать! Приходить после отдыха "пустым" - это дно, дурной тон и дикое неуважение к великим пахарям - педагогам.

А вот и другое соображение, единое как для общего, так и для "дополнительного" образования. И да, уж извиняйте - но я снова о конкуренции. Везде найдутся свои уверенные лидеры, выходящие с каникул во всеоружии. Всегда есть родители, которые (самолично - или же при помощи найма репетиторов, хотя оговорюсь: последнее мне не близко) СУМЕЛИ организовать учебно-рабочую дисциплину в праздничной реальности - и, соответственно, ребячий прогресс. Быть одним из таких деятельных родителей, в результате, комфортно и перспективно. Отрицать активные действия и тут же кому-то завидовать - по меньшей мере, глупо и несерьёзно.

-6

Так значит, всё-таки нагружать...?

Думаю, да.

Вот только НЕ ДЕТЕЙ нагружать.

Нагружать целенаправленно СВОЁ, РОДИТЕЛЬСКОЕ СОЗНАНИЕ.

Думать тщательно и пристально: чем же мы, взрослые, можем в данный момент качественно помочь подрастающему поколению, дабы сохранить его нервы и моральные силы на предстоящий учебный марафон?

Детям - транслировать, детей - вовлекать... и оберегать от страха единоличной ответственности.

Служить примером работоспособности для наследников - и не бояться этой участи.

Быть дальновидными.

Не лениться.

Жить и дышать успехами детей, в конце-то концов.