Помните у Ильфа и Петрова в «12 стульев»: «... Молодая была уже не молода. Ей было не меньше тридцати пяти лет...» ? Так вот, героине нынешнего рассказа вдвое ( или около того) больше. Такие возрастные вещи и при этом совершенно новые, в упаковке, сейчас принято называть капсулой времени. Возможно некоторым из них место в музее, но наша героиня (или герой?) у нынешнего владельца решила «тряхнуть стариной» и показать что «есть ещё порох в пороховницах» и песок из неё ещё не сыпется.
Есть люди, для которых ретро, это просто музейная старина и элемент интерьера либо предмет коллекционирования. Но для моего приятеля Сергея - это прежде всего работа: он профессионально занимается оцифровкой аудио и видео контента и в сферу его интересов попадают почти все (кроме экзотических и малораспространённых) носители медиа-информации за последние сто лет, а также аппаратура способная работать с этими носителями. Пьезо-головка Toshiba, о которой сегодняшний рассказ (скорее даже не рассказ, а размышление выстроенное вокруг центрального предмета), как раз является составным элементом звуковоспроизводящего тракта и возможно для кого-то тема поднятая сегодня окажется интересной.
То, что подобная головка и технологии сегодня уже экзотика - не вызывает сомнения. Но для большинства советских меломанов и полвека назад это было бы такой же экзотикой, как и сейчас. Вспомните(кто застал 50-е) этот резкий и, при этом, качественный переход с механических патефонов с железными иголками к электрическим радиолам где в проигрывателе стояла корундовая игла, а головка с такой иглой носила неофициальное название «лодочка». Это была основная модель головки для всех выпускаемых в то время проигрывателей. Возможно даже и единственная. Во всяком случае я помню лишь эту модель из того времени.
В более поздние 70-е в ходу была уже ГЗКУ-631Р (если память не подводит). Это была последняя монофоническая игла-головка советского производства.Далее шли только стереофонические.
А вот с зарубежными монофоническими головками в СССР мало кто был знаком. Именно поэтому головки, подобные сегодняшней «Тошибе», и полвека назад были в диковинку.
Монофонические головки (и советские и импортные) имели два рабочих положения иглы( иглы по сути тоже было две на общем стержне - корректно ли назвать его кантилевером?). Одно положение для проигрывания обычных грампластинок на скорости 33 1/3 об/мин., а другое для прослушивания пластинок на скорости 78 об/мин. Последние в 50-е были более распространены и сравнительное прослушивание показало что «Тошиба» в положении «78» даже по современным меркам звучит неплохо. А вот на «33» звучание было похуже. Так что на звание универсала данная головка не тянет - её специализация пластинки на 78 об/мин.
Но собственно разве сейчас это важно: «универсал» или» специализированный»? Мы на примере современной техники видим что чаще всего изделия «всё в одном» проигрывают узкоспециализированным в главном: в качестве звучания (или изображения). Так что у тех, кто профи должно быть всё. Впрочем, как и у просто коллекционера.
Ну и видео на десерт. Само видео снято Сергеем , но на YouTube это видео по его (Сергея) просьбе выложил я. Послушайте хорошую старую песню и...С Рождеством Всех! Мира, здоровья, любви!