Найти в Дзене
Доктор у руля

АКПП будет служить долго, если соблюдать ряд несложных правил.

Коробка-«автомат» (она же АКПП) не должна ломаться раньше положенного срока!

Предлагаю разобраться с тем, как правильно эксплу­атировать автомо­биль с коробкой передач типа АКПП (автомати­ческой трансмиссией гидро­механического типа –классическим «автоматом»). Использую этот термин, чтобы не путать такие коробки с другими агрегатами, имеющими две педали управления — роботи­зированными коробками передач и вариаторами.

Представления ниже информация является плодом совокупности опыта и полученных в процессе эксплуатации и изучения устройства авто знаний, а не экспертным мнением.

Как работает «автомат».

С точки зрения простого пользователя — очень просто. В срав­нении с «механикой» АКПП существенно облегчает управление автомо­билем, так как от человека вообще не требуется каких-то специальных навыков работы с коробкой. Чтобы начать движение, водителю надо лишь нажать на педаль тормоза и перевести селектор «автомата» в положение «D» (Drive - для движения вперёд) или «R» (Reverse - для заднего хода). А когда ехать больше никуда не надо, толкнуть рычаг в парковочное положение «Р» (Parking).

АКПП.
АКПП.

Всё остальное умная трансмиссия берёт на себя. Чтобы плавно тронуться, достаточно просто отпустить педаль тормоза и машина поедет. А если автомобиль стоит на подъёме, то придётся слегка нажать на газ. «Автомат» сам мягко «примет» крутящий момент от двигателя, подберёт необходимую передачу, а затем незаметно пере­ключится на следующую скорость, сделав это в наиболее подходящий момент... Мечта водителя, особенно начинающего! Ни к чему водителю современного автомобиля знать тонкости устройства «автомата», являющегося сложным агрегатом с инженерной точки зрения. Таким образом, для общего развития обычному водителю достаточно знать, что глобально конструкция «автомата» состоит из трёх больших частей – механической, гидравли­ческой и электрической. Всё.

Что может сломаться в АКПП?

«Автомат» по конструкции сложнее МКПП, а значит всегда дороже. У современных «автоматов», в сравнении с «не убиваемыми» их аналогами из прошлого, прибавилось не только преимуществ, но и технических проблем. В общем, если раньше у водителя машины с АКПП опасения были лишь за исправность гидроблока и гидротранс­форматора (на этапе действи­тельно большого пробега), то сейчас авто­владелец может получить проблемы от каждого узла коробки. Даже гарантийный срок может не успеть закончиться к этому моменту, что и радует, и огорчает одновременно.

Передовые современные «автоматы» отличаются положительно своим интеллектом. Их электроника настроена на защиту коробки от критических нагрузок и пере­грева, способна выбирать для работы самые эффективные и щадящие режимы, контроли­ровать техническое состояние наиболее ответ­ственных деталей.

Как же ездить с АКПП правильно?

Тут многое зависит от степени «наворочен­ности» конкретной коробки. Владельцам АКПП не нужно знать тонкостей устройства и работы установленной на автомобиле автоматической коробки, но все же желательно соблюдать несколько общих для всех агрегатов правил.

1) Не нажимайте одновременно на обе педали (тормоза и газа) при включённом режиме D (Drive).

В такой ситуации существует вероятность резкого нагрева масла в гидро­трансформаторе, что может привести к перегреву «автомата».

2) Трогайтесь с места плавно.

Если включить режим D или R и сильно нажать на «газ», не дав передаче пару секунд на включение, то пробуксовка фрикционов до момента их смыкания неизбежна, а это не есть хорошо.

3) Избегайте сильной пробуксовки ведущих колёс.

Этот вред особенно чувствуется на асфальтовом покрытии, где вероятность моментального прекращения пробуксовки велика, а при этом ударная нагрузка неминуемо передастся на детали «автомата», более чувстви­тельные к ней, чем в МКПП.

4) Во время коротких остановок не стоит переключать рычаг управления АКПП в положение P (Parking).

Вреда от стояния с работающим на холостых оборотах двигателем для «автомата» нет, если конечно не стоять так слишком долго. А вот дополнительные пере­ключения и пере­мещения деталей в коробке ей не будут полезны.

5) Не переключать коробку в N (нейтраль) для движения накатом. Экономия топлива, если и будет, то минимальной. Нейтральное положение нужно только для того, чтобы закатить машину на эвакуатор или медленно отбуксировать к месту стоянки/ремонта, сдвинуть с места вручную при необходимости переместить автомобиль на короткое расстояние без запуска двигателя.

6) При езде с тяжёлым прицепом (или на автомобиле, загруженном близко к максимальному весу) стараться двигаться максимально плавно.

Резкие разгоны и торможения увели­чивают и без того повышенную нагрузку на все детали коробки передач. Эта же рекомендация действует и при ежедневном движении с обычной загрузкой.

7) Включать Drive, Reverse и Parking только на неподвиж­ном автомобиле.

В противном случае валы и шестерни будут испытывать сильные нагрузки ударного типа, способные привести к выходу коробки из строя.

Какими способами можно продлить жизнь «автомату»?

Опытные водители (уже не говорим про механиков), имеющие достаточный опыт эксплуатации машин с АКПП, знают ещё несколько приёмов и правил, способных увеличить ресурс автомати­ческой трансмиссии. В целом рекомендация тут та же, что и в случае с МКПП: для долгой работы агрегата (в данном случае «автомата») нужен щадящий режим его эксплуатации. И пусть кому-то такая езда покажется унылой и скучной, но каждый сам делает выбор между развлечением с частыми отрицательными последствиями (аварии, поломки, преждевременный износ деталей) и размеренной ездой, способной продлить жизнь агрегатам, гарантировать относительную безопасность за рулем как самого владельца транспорта и его пассажиров, так и окружающих его людей.

  • Включайте «Drive» не сразу, а через несколько секунд после запуска двигателя. От двигателя приводится в действие масляный насос коробки, который и перемещает масло по агрегату. А оно (масло) является управляющим фрикци­онами агентом, смазывает детали и служит «рабочей субстанцией» для гидро­транс­форматора. Крайне важным моментом является тот факт, чтобы перед получением нагрузки на детали АКПП насос успел создать необхо­димое для работы давление масла в системе.

В холодную погоду после запуска и прогрева двигателя до рабочей температуры примерно в течение 30–40 секунд произведите включение селектора выбора передач сначала в положение Drive, потом Reverse и N (нейтральное положение), (можно и в порядке: R-D-N), удер­живая машину тормозом.

  • В положении «N» желательно дождаться падения оборотов с повышенных до близких к обычному уровню холостых оборотов, далее включить «D» и неспешно начать движение. Вся эта процедура поможет смазать узлы коробки перед стартом и еще немного прогреть масло перед началом движения. Следует избегать резких ускорений, пока «автомат» не прогреется как следует.
  • Не злоупотребляйте «кик-дауном» - (принудитель­ным включением пониженной передачи при резком нажатии педали газа в пол). Этот режим имеется, и он допустим производителем, но коробка в этот момент неизбежно испытывает повышенные нагрузки, что уж точно не продлевает ее ресурс.
  • Если автомобиль застрял, то не стоит длительно (более 5 минут) использовать «раскачку», быстро пере­ключаясь из D в R.

Ударные нагрузки с повышенным износом фрикционов при таких действиях практически гарантиро­ваны. Лучшим решением будет попробовать аккуратно выехать «внатяг». При наличии можно дополнительно в такой ситуации включить режим «антипробуксовки» (она может иметь разные названия — TCS, ETS, ASR, STC…) на вашем автомобиле, электроника вам в помощь. АКПП позволяет достаточно аккуратно дозировать тягу, а при медленном вращении колёс даже с небольшой кратковременной пробуксовкой ей вреда не принесет.

Обслуживание АКПП.

Таким сложным агрегатам, как АКПП не обойтись без регулярного технического обслуживания. Сейчас многие автопроизводители АКПП заявляют отсутствие необходимости визитов в сервис вообще, практика показывает, что без должного внимания к ним жизнь современных АКПП будет не долгой (и «хорошо», если поломка случится в гарантийный период).

Ниже приведены основные правила обслуживания, которыми должен руководствоваться каждый владелец автомобиля, оборудованного АКПП.

  • Масло в «автомате» необходимо периодически менять.

Чаще автопроизводители определяют интервалы для его замены в 60–90 тыс. км. При эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях имеется смысл делать это чаще. К таковым условиям можно отнести даже зимнюю эксплу­атацию автомобиля, езду по бездорожью, долгие стояния в городских пробках, эксплуатацию в режиме такси. Менять масло следует строго на такое же, которое пред­писано произво­дителем конкретного авто­мобиля (или коробки). В противном же случае вероятен очень быстрый выход её из строя. Помните, что универсаль­ного масла для всех «автоматов» не существует в природе.

  • Масло в АКПП может меняться как полностью, так и частично. Замена масла в АКПП – процедура сложная и дорогая. Из-за особен­ностей конструкции этого сложного агрегата просто так слить масло из автоматической коробки не получится – выльется только часть (примерно половина, не больше). Для полной замены требуется специальное оборудо­вание (имеется на СТО), которое способно вытесняя старое масло, заменить его свежим. При решении вопроса о целесообразности, способе и сроках проведения замены масла для каждой конкретной модели АКПП лучше прокон­сульти­роваться у сведущих специ­алистов из специализированного автосервиса.

Вместе с маслом меняется и фильтр.

  • В процессе работы масло теряет свои изначальные свойства, собирает продукты износа деталей коробки (прежде всего фрикци­онных дисков). Частицы крупного размера задер­живаются масляным фильтром, установ­ленным внутри АКПП. Иногда вместе с фильтром необходимо менять и другие детали (уплотни­тель­ные кольца, прокладки, а иногда и поддон).
  • Коробку необходимо периодически осматривать на подтёки масла. «Автомат» при снижении уровня масла начинает работать с ошибками, что резко ускоряет износ его узлов. При наличии течи одного лишь сальника следствием может стать дорого­стоящий ремонт всего агрегата.
  • Желательно при визите в сервис проводить электронную диагно­стику коробки (это не бесплатно). Она может показать наличие ошибок в работе АКПП, которые не заметны водителю, но могут в скором будущем привести к поломке и ремонту. Все же сомнительна рекомендация всегда проводить такую диагностику (ошибки могут быть и не выявлены), если жалоб на коробку нет, но если денег не жалко, то почему бы и нет.

При появлении в работе «автомата» рывков или толчков, загорании лампы «Check» - поспешите на диагностику.

Check -едем на диагностику!
Check -едем на диагностику!

А вот тут уже на диагностику верная дорога. И не важно то, когда они проявляются – в любом случае это явный признак проблем с коробкой передач. Исправная АКПП всё делает плавно как в прогретом состоянии, так и «холодная».

Итак, если совсем коротко:

1) Избегайте приёмов управления, запрещённых инструкцией автомобиля (не нажимайте две педали сразу, переводите рычаг в D, R или P только на неподвижной машине и т.п).

2) Стартуйте и ускоряйтесь плавно, не злоупотребляя кик-дауном.

3) Не выключайте Drive на остановках или для движения накатом.

4) Без должных оснований не производите тюнинг мотора. Алгоритмы управления коробкой рассчитываются на строго определённый крутящий момент и обороты двигателя.

5) Делайте диагностику «автомата» при первом же подозрении на проблемы или даже профилактически.

6) Меняйте в масло коробке вовремя и только на оригинальное, рекомендованное производителем. Не экономьте и на расходных материалах.

Всем добра и гладких дорог!