Коробка-«автомат» (она же АКПП) не должна ломаться раньше положенного срока!
Предлагаю разобраться с тем, как правильно эксплуатировать автомобиль с коробкой передач типа АКПП (автоматической трансмиссией гидромеханического типа –классическим «автоматом»). Использую этот термин, чтобы не путать такие коробки с другими агрегатами, имеющими две педали управления — роботизированными коробками передач и вариаторами.
Представления ниже информация является плодом совокупности опыта и полученных в процессе эксплуатации и изучения устройства авто знаний, а не экспертным мнением.
Как работает «автомат».
С точки зрения простого пользователя — очень просто. В сравнении с «механикой» АКПП существенно облегчает управление автомобилем, так как от человека вообще не требуется каких-то специальных навыков работы с коробкой. Чтобы начать движение, водителю надо лишь нажать на педаль тормоза и перевести селектор «автомата» в положение «D» (Drive - для движения вперёд) или «R» (Reverse - для заднего хода). А когда ехать больше никуда не надо, толкнуть рычаг в парковочное положение «Р» (Parking).
Всё остальное умная трансмиссия берёт на себя. Чтобы плавно тронуться, достаточно просто отпустить педаль тормоза и машина поедет. А если автомобиль стоит на подъёме, то придётся слегка нажать на газ. «Автомат» сам мягко «примет» крутящий момент от двигателя, подберёт необходимую передачу, а затем незаметно переключится на следующую скорость, сделав это в наиболее подходящий момент... Мечта водителя, особенно начинающего! Ни к чему водителю современного автомобиля знать тонкости устройства «автомата», являющегося сложным агрегатом с инженерной точки зрения. Таким образом, для общего развития обычному водителю достаточно знать, что глобально конструкция «автомата» состоит из трёх больших частей – механической, гидравлической и электрической. Всё.
Что может сломаться в АКПП?
«Автомат» по конструкции сложнее МКПП, а значит всегда дороже. У современных «автоматов», в сравнении с «не убиваемыми» их аналогами из прошлого, прибавилось не только преимуществ, но и технических проблем. В общем, если раньше у водителя машины с АКПП опасения были лишь за исправность гидроблока и гидротрансформатора (на этапе действительно большого пробега), то сейчас автовладелец может получить проблемы от каждого узла коробки. Даже гарантийный срок может не успеть закончиться к этому моменту, что и радует, и огорчает одновременно.
Передовые современные «автоматы» отличаются положительно своим интеллектом. Их электроника настроена на защиту коробки от критических нагрузок и перегрева, способна выбирать для работы самые эффективные и щадящие режимы, контролировать техническое состояние наиболее ответственных деталей.
Как же ездить с АКПП правильно?
Тут многое зависит от степени «навороченности» конкретной коробки. Владельцам АКПП не нужно знать тонкостей устройства и работы установленной на автомобиле автоматической коробки, но все же желательно соблюдать несколько общих для всех агрегатов правил.
1) Не нажимайте одновременно на обе педали (тормоза и газа) при включённом режиме D (Drive).
В такой ситуации существует вероятность резкого нагрева масла в гидротрансформаторе, что может привести к перегреву «автомата».
2) Трогайтесь с места плавно.
Если включить режим D или R и сильно нажать на «газ», не дав передаче пару секунд на включение, то пробуксовка фрикционов до момента их смыкания неизбежна, а это не есть хорошо.
3) Избегайте сильной пробуксовки ведущих колёс.
Этот вред особенно чувствуется на асфальтовом покрытии, где вероятность моментального прекращения пробуксовки велика, а при этом ударная нагрузка неминуемо передастся на детали «автомата», более чувствительные к ней, чем в МКПП.
4) Во время коротких остановок не стоит переключать рычаг управления АКПП в положение P (Parking).
Вреда от стояния с работающим на холостых оборотах двигателем для «автомата» нет, если конечно не стоять так слишком долго. А вот дополнительные переключения и перемещения деталей в коробке ей не будут полезны.
5) Не переключать коробку в N (нейтраль) для движения накатом. Экономия топлива, если и будет, то минимальной. Нейтральное положение нужно только для того, чтобы закатить машину на эвакуатор или медленно отбуксировать к месту стоянки/ремонта, сдвинуть с места вручную при необходимости переместить автомобиль на короткое расстояние без запуска двигателя.
6) При езде с тяжёлым прицепом (или на автомобиле, загруженном близко к максимальному весу) стараться двигаться максимально плавно.
Резкие разгоны и торможения увеличивают и без того повышенную нагрузку на все детали коробки передач. Эта же рекомендация действует и при ежедневном движении с обычной загрузкой.
7) Включать Drive, Reverse и Parking только на неподвижном автомобиле.
В противном случае валы и шестерни будут испытывать сильные нагрузки ударного типа, способные привести к выходу коробки из строя.
Какими способами можно продлить жизнь «автомату»?
Опытные водители (уже не говорим про механиков), имеющие достаточный опыт эксплуатации машин с АКПП, знают ещё несколько приёмов и правил, способных увеличить ресурс автоматической трансмиссии. В целом рекомендация тут та же, что и в случае с МКПП: для долгой работы агрегата (в данном случае «автомата») нужен щадящий режим его эксплуатации. И пусть кому-то такая езда покажется унылой и скучной, но каждый сам делает выбор между развлечением с частыми отрицательными последствиями (аварии, поломки, преждевременный износ деталей) и размеренной ездой, способной продлить жизнь агрегатам, гарантировать относительную безопасность за рулем как самого владельца транспорта и его пассажиров, так и окружающих его людей.
- Включайте «Drive» не сразу, а через несколько секунд после запуска двигателя. От двигателя приводится в действие масляный насос коробки, который и перемещает масло по агрегату. А оно (масло) является управляющим фрикционами агентом, смазывает детали и служит «рабочей субстанцией» для гидротрансформатора. Крайне важным моментом является тот факт, чтобы перед получением нагрузки на детали АКПП насос успел создать необходимое для работы давление масла в системе.
В холодную погоду после запуска и прогрева двигателя до рабочей температуры примерно в течение 30–40 секунд произведите включение селектора выбора передач сначала в положение Drive, потом Reverse и N (нейтральное положение), (можно и в порядке: R-D-N), удерживая машину тормозом.
- В положении «N» желательно дождаться падения оборотов с повышенных до близких к обычному уровню холостых оборотов, далее включить «D» и неспешно начать движение. Вся эта процедура поможет смазать узлы коробки перед стартом и еще немного прогреть масло перед началом движения. Следует избегать резких ускорений, пока «автомат» не прогреется как следует.
- Не злоупотребляйте «кик-дауном» - (принудительным включением пониженной передачи при резком нажатии педали газа в пол). Этот режим имеется, и он допустим производителем, но коробка в этот момент неизбежно испытывает повышенные нагрузки, что уж точно не продлевает ее ресурс.
- Если автомобиль застрял, то не стоит длительно (более 5 минут) использовать «раскачку», быстро переключаясь из D в R.
Ударные нагрузки с повышенным износом фрикционов при таких действиях практически гарантированы. Лучшим решением будет попробовать аккуратно выехать «внатяг». При наличии можно дополнительно в такой ситуации включить режим «антипробуксовки» (она может иметь разные названия — TCS, ETS, ASR, STC…) на вашем автомобиле, электроника вам в помощь. АКПП позволяет достаточно аккуратно дозировать тягу, а при медленном вращении колёс даже с небольшой кратковременной пробуксовкой ей вреда не принесет.
Обслуживание АКПП.
Таким сложным агрегатам, как АКПП не обойтись без регулярного технического обслуживания. Сейчас многие автопроизводители АКПП заявляют отсутствие необходимости визитов в сервис вообще, практика показывает, что без должного внимания к ним жизнь современных АКПП будет не долгой (и «хорошо», если поломка случится в гарантийный период).
Ниже приведены основные правила обслуживания, которыми должен руководствоваться каждый владелец автомобиля, оборудованного АКПП.
- Масло в «автомате» необходимо периодически менять.
Чаще автопроизводители определяют интервалы для его замены в 60–90 тыс. км. При эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях имеется смысл делать это чаще. К таковым условиям можно отнести даже зимнюю эксплуатацию автомобиля, езду по бездорожью, долгие стояния в городских пробках, эксплуатацию в режиме такси. Менять масло следует строго на такое же, которое предписано производителем конкретного автомобиля (или коробки). В противном же случае вероятен очень быстрый выход её из строя. Помните, что универсального масла для всех «автоматов» не существует в природе.
- Масло в АКПП может меняться как полностью, так и частично. Замена масла в АКПП – процедура сложная и дорогая. Из-за особенностей конструкции этого сложного агрегата просто так слить масло из автоматической коробки не получится – выльется только часть (примерно половина, не больше). Для полной замены требуется специальное оборудование (имеется на СТО), которое способно вытесняя старое масло, заменить его свежим. При решении вопроса о целесообразности, способе и сроках проведения замены масла для каждой конкретной модели АКПП лучше проконсультироваться у сведущих специалистов из специализированного автосервиса.
Вместе с маслом меняется и фильтр.
- В процессе работы масло теряет свои изначальные свойства, собирает продукты износа деталей коробки (прежде всего фрикционных дисков). Частицы крупного размера задерживаются масляным фильтром, установленным внутри АКПП. Иногда вместе с фильтром необходимо менять и другие детали (уплотнительные кольца, прокладки, а иногда и поддон).
- Коробку необходимо периодически осматривать на подтёки масла. «Автомат» при снижении уровня масла начинает работать с ошибками, что резко ускоряет износ его узлов. При наличии течи одного лишь сальника следствием может стать дорогостоящий ремонт всего агрегата.
- Желательно при визите в сервис проводить электронную диагностику коробки (это не бесплатно). Она может показать наличие ошибок в работе АКПП, которые не заметны водителю, но могут в скором будущем привести к поломке и ремонту. Все же сомнительна рекомендация всегда проводить такую диагностику (ошибки могут быть и не выявлены), если жалоб на коробку нет, но если денег не жалко, то почему бы и нет.
При появлении в работе «автомата» рывков или толчков, загорании лампы «Check» - поспешите на диагностику.
А вот тут уже на диагностику верная дорога. И не важно то, когда они проявляются – в любом случае это явный признак проблем с коробкой передач. Исправная АКПП всё делает плавно как в прогретом состоянии, так и «холодная».
Итак, если совсем коротко:
1) Избегайте приёмов управления, запрещённых инструкцией автомобиля (не нажимайте две педали сразу, переводите рычаг в D, R или P только на неподвижной машине и т.п).
2) Стартуйте и ускоряйтесь плавно, не злоупотребляя кик-дауном.
3) Не выключайте Drive на остановках или для движения накатом.
4) Без должных оснований не производите тюнинг мотора. Алгоритмы управления коробкой рассчитываются на строго определённый крутящий момент и обороты двигателя.
5) Делайте диагностику «автомата» при первом же подозрении на проблемы или даже профилактически.
6) Меняйте в масло коробке вовремя и только на оригинальное, рекомендованное производителем. Не экономьте и на расходных материалах.
Всем добра и гладких дорог!