Найти в Дзене
Ещё один блог о кино

Танк-Крепость. Беспримерный подвиг сержанта Соколова и рядового Чернышенко.

Оглавление

Великая Отечественная война породила немало героев, но подвиг 25-летнего сержанта Соколова и 18-летнего рядового Чернышенко выделяется даже на фоне беспримерного героизма советских солдат и гражданского населения.

Это, действительно, были ребята из стали - а ведь они были совсем молодыми, особенно по современным меркам. Вот про кого нужно фильмы-то снимать!

Но обо всем по порядку.

Идет война народная

1943 год. Победа под Сталинградом позволила СССР совершить решительный перелом в войне. Наконец-то немцев стали теснить к западным границам страны, стало понятно, что рано или поздно оккупанты будут окончательно разбиты и изгнаны из страны. Однако, освобождение давалось ценой колоссальных потерь и невероятных усилий: немцы все еще были чрезвычайно сильны и бились отчаянно, понимая, что со стороны русских пощады им ждать не приходится.

Каждый бой был по-прежнему тяжелым, каждую пядь родной земли приходилось буквально выгрызать у оккупантов.

16 декабря 1943 года неподалеку от деревни Демешково состоялся бой, в котором танковая рота 328-го танкового батальона РККА сразилась с превосходящими силами противника. Деревня Демешково открывала прямую дорогу на город Невель Псковской области, и сдавать этот населенный пункт немцы ой как не хотели. Всего в роту входило 16 танков, шесть из которых немцы сожгли, а три - подбили. Еще три танка сломались по ходу боя.

Командир роты, 25-летний лейтенант Степан Ткаченко принял решение прорваться на танке к самой линии обороны немцев, уничтожив их огневые позиции. Для этого предстояло проехать несколько километров по пресеченной местности. Танкистам почти удалось решить эту сложнейшую задачу, но, к сожалению, в 30 метрах от линии обороны танк угодил в припорошенное снегом болото и увяз.

В результате сложилась экстраординарная ситуация. Танк Ткаченко занял великолепную огневую позицию, немцы достать его артиллерией не могли, но советские танкисты тоже не могли причинить противнику значительного вреда, так как боеприпасов в танке было немного.

Какой выход из этой ситуации напрашивался? Покинуть танк и отступать. Но, как только солдаты покинули машину, немецкие стрелки открыли по ним шквальный огонь. Ткаченко получил тяжелое ранение, сержант Безукладчиков был убит наповал.

Танк-крепость

В машине оставалось двое танкистов - 19-летний старший сержант Александр Кавлюгин и 18-летниий Виктор Чернышенко. Ребята решили, что Кавлюгин попытается спасти лейтенанта Ткаченко. Сержант вылез из машины под огнем противника и, добравшись до Ткаченко, потащил его в сторону леса. Тем самым Кавлюгин спас старшему товарищу жизнь.

Таким образом на борту обездвиженного Т-34 остался только один танкист - стрелок Виктор Чернышенко. Несмотря на юный возраст, Виктор уже успел отличиться на поле боя, за что был награжден орденом Красной Звезды.

Простой парнишка из крестьянской семьи за короткий срок в совершенстве освоил профессию стрелка-радиста. Виктор отличался смелостью и готовностью к самопожертвованию во имя Родины. Чернышенко решил остаться в танке и защищать машину от немцев до последнего снаряда, а затем и до последнего патрона. Юноша прекрасно понимал, что его ждет верная смерть, но он был к этому готов.

Между тем, командование танкового батальона решило отправить к Виктору опытного механика-водителя, который должен был попытаться вызволить машину из трясины. Задание было смертельно опасным, но доброволец нашелся. Им стал сержант Алексей Соколов.

Этот 25-летний мужчина был опытнейшим бойцом, прошедшим финскую войну и горнило Сталинграда. На счету Соколова было бесчисленное количество танковых побед, а также три тяжелых ранения.

Рискуя быть застреленным, Соколов добрался до увязшего в трясине танка. Однако, высвободить машину из болота Алексей не сумел.

Тем временем немцы решили покончить с русскими и начали атаковать увязшую "тридцатьчетверку". Гитлеровцы стремились подобраться поближе, чтобы взорвать танк гранатой. Соколов и Чернышенко препятствовали этому, стреляя в противника из пулемета. Так началось двенадцатидневное изнурительное противостояние двух советских танкистов и целого батальона немцев.

Виктор и Алексей отчаянно отбивали атаки противника. Впоследствии Чернышенко вспоминал:

Скажу откровенно: эти бои в осаде слились в моей памяти в один бесконечный бой. Я не могу даже отличить один день от другого. Фашисты пытались подойти к нам с разных сторон, группами и в одиночку, в разное время суток. Нам приходилось все время быть начеку. Спали урывками, поочерёдно. Мучил голод, металл жёг руки. Лишь работая у орудия и пулемёта, немного согревались. Но ещё тяжелее был голод. Как ни растягивали мы жалкие запасы продовольствия, его хватило лишь на несколько суток. Мы оба сильно ослабели, особенно Соколов, получивший серьёзное ранение...

Вскоре Соколов уже не мог двигаться - кровопотеря была очень сильной. Алексей стал подавать младшему товарищу снаряды. Даже в этой тяжелейшей ситуации боец не упал духом, стремился принести пользу, не поддался панике. Тяжелораненый сержант всячески поддерживал Виктора, ободрял его.

Через двенадцать суток Виктор Чернышенко использовал по назначению последний снаряд. Теперь у защитников Танка-Крепости оставались лишь гранаты. Несколько раз Виктор швырял их в приближающихся немцев. Бойцы решили, что последнюю гранату они приберегут и взорвут ее тогда, когда немцы приблизятся на минимальное расстояние. Виктор и Алексей не собирались сдаваться врагу и планировали унести с собой в могилу как можно больше фашистов.

Однако, ребятам не пришлось идти на крайнюю меру. 30 декабря немецкая оборона деревни Демешково была смята, и оккупанты отступили далее на Запад. Наши солдаты сразу же отправились в лощину, где стоял Танк-Крепость. Зрелище, которое открылось красноармейцам, было поразительным. Вокруг машины лежало множество мертвых немцев. Никто не верил, что Чернышенко и Соколов выжили, однако, когда солдаты открыли люк, они увидели двух танкистов. Соколов был без сознания, Чернышенко силился что-то сказать, но не смог и тоже отключился.

Виктор Чернышенко и тот самый Танк-Крепость. armflot.ru
Виктор Чернышенко и тот самый Танк-Крепость. armflot.ru

Парней срочно доставили в медицинскую часть. К сожалению, 31 декабря 1943 года старший сержант, механик-водитель Алексей Иванович Соколов умер. Многочисленные ранения и полное изнеможение организма от голода и холода оказались несовместимыми с жизнью.

Виктор Чернышенко был на грани гибели, но врачам удалось совершить невозможное - он выжил. К несчастью, молодой парень лишился стоп: после сильнейшего обморожения началась гангрена.

История Танка-крепости стала известна на весь СССР. Соколов и Чернышенко стали народными героями. 10 марта 1944 года правительственным указом Алексей и Виктор были представлены к орденам Героев Советского Союза. Смирнов получил это звание посмертно.

Жизнь после подвига


В 1945 году закончилась война. Виктор Чернышенко демобилизовался из армии и наконец-то вернулся к мирной жизни. Двадцатилетний парнишка был вынужден ходить на протезах, однако он нисколько не отчаялся.

В Свердловске Виктор поступил в юридический институт, стал народным судьей, затем - председателем районного суда. Умер Герой Советского Союза Виктор Семенович Чернышенко в 1997 году. Ему было 72 года.

Прошло много лет с тех драматических событий, но мы все также помним подвиг двух совсем молодых парней из Танка-Крепости, до последнего патрона сражавшихся за родную землю.

--------------------

Мои книги

Мой Инстаграм

Мой Фейсбук

Я на Автор.Тудей

Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.