Смотрю сегодня утренние новости и практически во всех интернет-СМИ "горячая" новость "Торговые сети столкнулись с проблемами при закупках после заморозки цен". Что же такое случилось за ночь с сахаром и растительным маслом? Оказалось, что производители сахара установили для региональных торговых сетей максимальный объем отгрузки не более 30 тн сахара в квартал по фиксированной цене, что ниже объемов продаж.
В крупных сетях — Metro, «Ашане», X5 Retail Group — заявили, что не сталкивались с проблемами поставок по фиксированным ценам.
И полетела информация по другим СМИ: Российские торговые сети столкнулись с дефицитом масла и сахара(Ура.ru), Ритейлеры испытывают сложности с закупкой масла и сахара (интернет-портал Retail.ru), Пока вы спали: торговые сети заявили о проблемах с закупкой масла и сахара (Рамблер. Новости) и т.д.
Я задала сама себе вопрос "Зачем в обществе нужны сплетни и слухи?". Давайте разбираться.
Толковый словарь Д.Н. Ушакова так определяет значение слова сплетня и, р. мн. -тен и (простореч.) тней. 1. ж. Недоброжелательный или порочащий слух о ком-н., распространяемый на основании неверных, неточных и измышленных сведений. Переносить сплетни. Стыдно верить сплетням. Кроме сплетней городских, ничего от вас и не слышно. Сухово-Кобылин. 2. м. и ж. Сплетник (простореч.). И козявка-егоза, девка пожилая, и рябая стрекоза, сплетня записная. Давыдов.
Слухи — Известие, сообщение о чем-н. происшедшем или предстоящем, нуждающееся еще в проверке. Слух о его успехах снова распространился. Пушкин. Не всякому слуху верь. Пословица. Паникеры распространяют тревожные слухи. О гибели парохода циркулировали самые невероятные слухи. Необходимо слух, рассеянный расстригой, уничтожить. Пушкин (Там же).
Слухи и сплетни могут быть мечтой, пугалом или разделителем людей в обществе. В любом случае возникающие слухи и сплетни несут определенную информацию о возникших общественных проблемах.
С помощью слухов и сплетен в коллективе формируется необходимое общественное мнение, объясняющее происходящие изменения или создающее "правильное" мнение о конкретных событиях. Когда слух или сплетня передается от одного человека к другому, то происходит изменение распространяемой информации:
- сглаживается или повышается острота обсуждаемой проблемы за счет исчезновения или появления незначительных деталей в рассказе;
- уподобление слуха или сплетни происходит из-за особенностей аудитории. Т.е. бабушки на скамейке услышат в истории про дефицит масла и сахара, что будут перебои и нужно сделать запас, работающие женщины в этой же истории увидят рост цен и кто-то купит масло или сахар, а кто-то никак не отреагирует на эту информацию. Экономисты будут объяснять причины возникновения такой ситуации и т.д.
Слухи и сплетни "живут" определенное время. Некоторые слухи и сплетни "умирают" после опровержения, в некоторые - замещаются другой новостью (положительной или негативной).
В трудных ситуациях в коллективе целенаправленный запуск слуха, т.е. "вброс" является прощупыванием реакции людей. Слухи нужны для провокаций, формирования нужного мнения, или проверки климата в коллективе. Сплетни это "сарафанное" радио, которое распространяет информацию о чем угодно. Одним из видов сплетен в обществе являются отзывы, которые получает компания о своих товарах или работе.
В любом случае, сплетни и слухи - это важная информация для принятия решений. Важно решения принимать с "холодной" головой и не паниковать. Подумайте не спеша и только потом примите решение - что вам делать.