От похода Ермака в Западную Сибирь (1581-1582 гг.) до присоединения к России полуострова Камчатка людьми В.В. Атласова (1697-1700 гг.) прошло по историческим меркам не так много времени - 120 лет.
С учетом площади открытой и освоенной территории Сибири и Дальнего Востока - 13, 1 млн кв. км, или 76,7% территории РФ) - темпы присоединения к русскому государству этих необозримых территорий на Востоке до сих пор выглядят просто удивительными.
Что же помогло русским казакам и промышленникам (землепроходцам) преодолеть такие огромные расстояния по трудно-проходимой тайге и порожистым сибирским рекам, и по прибрежным водам морей Северного Ледовитого и Тихого океанов, борясь с морозами, голодом, цингой, таежным гнусом, обжигающими ветрами и метелями?
При этом нельзя не отметить, что подавляющее число отрядов так называемых землепроходцев пускались в свои рискованные экспедиции не по приказу сверху, а по своей инициативе, на собственный страх и риск, снаряжая их либо за свой счет, либо беря деньги на закупку оружия и снаряжения в долг.
Моему тестю, ветерану войны, геологу, Николаю Александровичу Евсюкову, посвящаю...
Быстро открыть и освоить Сибирь русским землепроходцам помогла гидрография этого необозримого региона Евразии, в частности насыщенность его плотной сетью больших и малых рек, великие реки и их широкие северные речные устья (губы), удобные для стоянки больших лодок и морских судов.
Накопленные русскими умения продвигаться по рекам, как вниз, так и вверх по течению, волоком преодолевать водоразделы и даже горные перевалы, быстро строить надежные лодки и более крупные речные суда, а на севере Сибири, и изобретенные поморами корабли пригодные для плавания в морях Северного Ледовитого океана - кочи.
Их известные на весь мир "соборность", взаимопомощь, терпение, смелость, смекалка, выносливость, неприхотливость, пониженная чувствительность к холоду и сопротивляемость болезням, вера в Бога и надежда на лучшую, свободную от крепостного гнета жизнь в Сибири вели их вперед, все дальше и дальше на Восток.
Кроме того, сложившиеся веками навыки русских выживать и находить пропитание, как в тундровой, так и лесной (тайга и широколиственные леса), лесостепной и степной зонах, а также самое передовое для того времени огнестрельное оружие, позволявшее защитить себя во враждебном окружение и успешно охотиться на лесного и морского зверя.
Конечно, скажите вы, основная причина открытия, освоения и покорения Сибири русскими было далеко не романтической.
Русские землепроходцы, промышленники и казаки отправлялись в неизведанный край вовсе не "за туманом и за запахом тайги", а в поисках "мягкой рухляди" - мехов, лучше всего соболя, ворвани и моржовой кости на севере, и "неясачных инородцев", которых можно было заставить это все для них доставлять.
Естественно, подобно испанским конкистадорам, они бы не отказались и от золота, серебра и алмазов, но в то время в Сибири их еще не умели добывать. Русские "сборщики ясака" были покладистыми. Заставив силой инородцев присягать "белому царю" и платить "ясак" (подати в пользу государства) они соглашались брать все, что имело в их глазах ценность.
Отдельные группы русских, так называемые "чалдоны", проникли в Западную Сибирь и частично смешались с местным населением еще до похода Ермака. Русские промышленники, скупавшие меха, уже в середине XVI века регулярно проникали за Урал. Предшественник хана Кучума, хан сибирских татар Едигер, уже признавал себя подданным русского царя и некоторое время даже платил царю дань.
Свергнувший его, выходец из Сибирских степей, хан Кучум, не только отказался платить "ясак", но и начал совершать периодические набеги на земли купцов Строгановых в Прикамье. Перед отрядом Ермака, таким образом, Строгановыми были поставлены в основном военно-карательные и разведывательные задачи.
Однако поход Ермака (Ермила, Ермолая или Германа, или Василия Тимофеевича Аленина по разным версиям) показал всем, в том числе и царскому правительству, что даже небольшой отряд, вооруженный ручным огнестрельным оружием и пушками, относительно легко может подчинить сибирских татар и другие местные "народцы".
Ермак "открыл дверь" в Сибирь для многочисленных отрядов "служилых людей", казаков и промышленников.
Исторически сложились два основных потока русского освоения Сибири - северный, центром которого стал город Мангазея, и в котором ключевую роль играли русские поморы, и южный, опиравшийся на "столицу Сибири", Тобольск, главными действующими лицами которого были русские казаки, промышленники и государевы "служилые люди".
Спутники Ермака обследовали среднее и нижнее течение Иртыша, среднее течение Оби, до впадения ее восточного притока Кызыма, западные притоки Иртыша: Конда, Тавда, Тура, Тобол, Вагай и Ишим, восточные - Демьянка, Туртас и Туй.
После их возвращения в Москву, в начале 1586 года в Сибирь были посланы 300 человек с воеводой Василием Сукиным и "письменным головой" Данилой Чулковым. На высоком берегу р. Тура Сукиным был заложен город, позднее получивший татарское название Тюмень.
В Тюмень из-за "Камня" обычным путем, через реки Чусовая, Тагил и Тура прибыли еще 500 "служилых людей". В 1587 г. у впадения Тобола в Иртыш Чулков "поставил" город Тобольск.
Чулкову удалось пленить предводителей непокорных татар, племянника Едигера, Сеит-Ахмата, и кучумовского "карачи", войско которых после этого разбежалось.
Окончательно покорил Сибирское ханство в 1591 г. тобольский воевода В.В. Кольцов-Мосальский. На востоке завоеванной русскими территории, при впадении в Иртыш одноименной реки был построен город Тара (1594 г.).
Кучум пытался еще из верховьев Иртыша совершать набеги на свои прежние владения, но силы его слабели. Многие знатные татары, сыновья и родственники Кучума, стали перебегать к русским.
К концу века русские подчинили, заселенный татарами и остяками (хантами) бассейн среднего и нижнего Иртыша. В 1593 г. на левом берегу Северной Сосьвы они построили Березовский острог. Весь ее бассейн был заселен вогулами (манси).
Выше и ниже нового города на Оби жили остяки вперемешку с вогулами. А в устье Оби кочевали ненцы ("самоядь"). Севернее Березова, в низовьях Оби в 1595 г. был основан город Обдорск (теперь Салехард).
От устья Оби и обской губы открывался путь на восток, в бассейн рек Пур и Таз, в "страну Мангазея", куда уже добирались по морю через пролив между островами Вайгач и Новая Земля русские поморы. В 1601 г. на реке Таз возник город Мангазея.
Через волок между верховьями рек Таз и Турухан русские в самом начале XVII века проникли на Енисей.
На юге Сибири, между тем, продолжалось движение русских отрядов на юго-восток, вверх по течению Оби (1594 г. - Сургут; 1595 г. - Нарым; 1604 г. - Томск).
Продолжение следует...