Найти тему
Фёдор Тенин

Неорусский стиль: единственный раз когда русская культура была популярна в России

Особняк Лопатиной на Большой Никитской.
Особняк Лопатиной на Большой Никитской.

Как бы ни странно это звучало, но в России русская культура практически никогда не была в почёте. Со времён Петра, а может и раньше, она рассматривалась как нечто второсортное по отношению к Европе. Облик русских городов старались изменить, чтобы было как в просвещённой Европе. Задолго до большевиков, старые храмы, монастыри, крепости и палаты сносились либо переделывались на западный манер, потому что уже не отвечали новым модным веяниям. Даже знаменитую церковь Покрова на Нерли хотели разобрать, спасло её лишь отсутствие средств на это дело у игумена Боголюбова монастыря. Особенно резвые обороты этот процесс набрал после прихода к власти Екатерины II. Будучи немкой, она разумеется не понимала особенностей восточных варваров и старалась переделать всё на манер своей родной земли. Кроме немецкого влияния, постепенно в моду вошло всё французское. Вспомните любую книгу о быте высших слоёв общества в начале XIX века. Дворяне там общаются на французском и часто переходят на русский, лишь в присутствии челяди. Вспоминать о своих корнях, наши предки начали лишь во второй половине XIX века - с появлением так называемого неорусского стиля.

Рогожская амбулатория (1903). Ныне музей общественного питания.
Рогожская амбулатория (1903). Ныне музей общественного питания.

В строительстве это обозначало возврат к корням, в виде использования архитектурных элементов времён древней Руси и Московского царства, а также традиций русского народного зодчества. Для таких зданий характерны резные наличники, красочные изразцы, «пузатые колонны», узкие окна в форме бойниц, фрески на стенах наподобие церковных росписей, теремообразные крыши и массивные кованные конструкции.

«Музей кустарных изделий» Сергея Морозова.
«Музей кустарных изделий» Сергея Морозова.
Собор Всемилостивого Спаса и часовня над могилой монахини Рафаилы на территории разрушенного Скорбященского монастыря.
Собор Всемилостивого Спаса и часовня над могилой монахини Рафаилы на территории разрушенного Скорбященского монастыря.
Дом напротив Елоховского собора.
Дом напротив Елоховского собора.
-6

Популярность нового стиля дошла до того, что в этот раз наши люди стали сносить здания европейского облика и заменять их постройками в неорусском стиле. К примеру на месте ГУМа и средних торговых рядов, раньше стояли здания в стиле классицизма. Было решено, что одна из главных площадей страны должна быть русской по духу и в результате сейчас Красная площадь имеет привычный нам облик. В данном случае более удачный, чем тот что был.

Главный универсальный магазин.
Главный универсальный магазин.

Постепенно неорусский стиль стал чуть ли не главным направлением в государственном градостроительстве. В этом стиле строились здания государственных учреждений, больницы, школы, храмы, железнодорожные станции и объекты коммунальной инфраструктуры.

Здание ссудной кассы (1916).
Здание ссудной кассы (1916).
Вокзал станции Петровская-Разумовская (1896).
Вокзал станции Петровская-Разумовская (1896).
Бывший павильон всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1882 года.
Бывший павильон всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1882 года.
Женское училище с домовой церковью на улице Зацепа.
Женское училище с домовой церковью на улице Зацепа.

Состоятельным горожанам тоже полюбились архитектурные мотивы времён глубокой старины.

Дом купца Игумнова на Якиманке (1895).
Дом купца Игумнова на Якиманке (1895).
Дом Цветкова (1901).
Дом Цветкова (1901).
Дом Шервуда.
Дом Шервуда.
Дом художника Виктора Васнецова.
Дом художника Виктора Васнецова.
Усадьба Щукина на Малой Грузинской улице.
Усадьба Щукина на Малой Грузинской улице.
Дом Шибаева на Старой Басманной.
Дом Шибаева на Старой Басманной.

Особенно тяготели к исконному стилю по природе своей консервативные старообрядцы.

Старообрядческий храм Тихвинской иконы Божией матери (1913).
Старообрядческий храм Тихвинской иконы Божией матери (1913).

Храм-колокольня Воскресения Христова в старообрядческой Рогожской слободе.
Храм-колокольня Воскресения Христова в старообрядческой Рогожской слободе.
Колокольня старообрядческой церкви Великомученицы Екатерины.
Колокольня старообрядческой церкви Великомученицы Екатерины.

В начале XX века неорусский стиль часто использовался в сочетании с вошедшим в моду модерном, подарив нам целый ряд интересных построек.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (1913).
Храм Воскресения Христова в Сокольниках (1913).

Так продолжалось до 1917 года, а потом грянула революция. Пришедшие к власти большевики в лучшем случае считали русскую культуру безнадёжно устаревшим рудиментом, в худшем - достойной уничтожения культурой народа, поработившего другие этносы бывшей Российской империи. Большевики активно разрушали архитектурное наследие прежней России. Старые монастыри и крепости разбирались на стройматериалы. Церкви взрывали порой лишь из идейных соображений, причём часто особо усердствовали в этом деле партийные работники из глухих земель, далёких от крупных городов. В Вологодской области есть островной Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Находился он на отшибе и в принципе никому не мешал, но местные коммунисты не поленились привезти на остров взрывчатку и взорвать почти все его постройки. Такая же судьба постигла древний Краснохолмский Антониев монастырь в Тверской области. Не лучшим образом поступали и со старыми кладбищами. Если их уничтожение на окраинах Москвы ещё как-то можно объяснить необходимостью расширения города, то разорение погостов в сёлах и на окраинах малых городов сложно оправдать. Как и использование старинных надгробий в качестве дорожного полотна или шихты на металлургических заводах.

Потом отношение к истории смягчилось, что правда не мешало по прихоти лидеров государства впихивать никак не сочетаемые с окружающей застройкой, здания из стекла и бетона даже в московский Кремль. А также сносить целые кварталы ценной исторической застройки ради того, чтобы они своим неказистым обликом не портили вид во время важных мероприятий и визитов иностранных гостей.

Потом пришли голодные девяностые, вместе с новым капиталистическим укладом жизни. Для маленьких городов, это обозначало более быстрое увядание. Для новых хозяев жизни в больших городах не имела никакого значения ни русская культура, ни какая-либо ещё культура, а был важен метраж сдаваемых коммерческих площадей. Они сами и их семьи никак не ассоциировали себя с Россией и разбогатев быстро переезжали в более развитые страны. Ровно в той же степени не популярна русская культура и у обычных россиян. Я ещё не видел ни одного молодого человека, которые бы находил нечто привлекательное в русском зодчестве или тепло отзывался о старом городке, откуда приехал в Москву. Если успешный молодой провинциал куда-нибудь и поедет по России, то это будет: семейный визит в родной город, командировка или выезд в ближайший аэропорт, откуда можно с шенгеном на руках улететь постигать красоты европейских стран, которые в отличие от нас не занимались культурным самоуничтожением. Таких людей можно понять, современные технологии делают культурный продукт Сша, Британии, Японии, Китая, Германии и других значимых стран более родным чем то, что всё двадцатое столетие усиленно вытеснялось и осталось, либо на старых фотографиях, либо в виде покосившихся домишек на улицах бедных российских городов.

Марфо-Мариинская обитель в Замоскворечье.
Марфо-Мариинская обитель в Замоскворечье.

Если спросить среднестатистического россиянина о том какие события истории родной страны знакомы ему, он конечно же вспомнит о том что была война, Гагарин полетел в космос, был развал Ссср и лихие девяностые. Кроме этого он вспомнит о революции, ну и возможно о французах в 1812 году. Возможно вспомнит ещё о паре-тройке событий, но не более того. Так к чему это я? Выходит действительно, единственный раз когда в России уважали русскую историю случился в конце XIX-начале XX веков? Да, видимо это так.