Принимая решение сделать комплексный ремонт, мы часто не в полной мере осознаем на какой долгий и насыщенный событиями путь ступаем. А ведь построение взаимоотношений с исполнителями вашего проекта сравнимо по сложности и ответственности с развитием партнерских или даже любовных отношений.
Кто-то возразит: «Как можно сравнивать ремонт – хлопотное, приземленное и конечное мероприятие, и любовь – прекрасное возвышенное чувство, открывающее лучшее в человеке?!» Конечно, все так. Однако, любые социальные отношения в той или иной степени проходят в своем развитии одни и те же стадии.
1. Поиск партнера или в данном случае исполнителя (подрядчика)
Рассматривая разные варианты, предложения, компании, мы ищем тех, кто разделяет наше видение того, как должна протекать работа и имеет схожий взгляд на ведение дел. Например, если даже нам предложат ну очень привлекательную цену, мы не выберем того, кто не соблюдает договоренности, постоянно опаздывает и демонстрирует неблагонадежность.
2. Знакомство
Найдя партнера, подходящего по основным критериям, мы подсознательно стараемся найти как можно больше «точек соприкосновения», общих черт и схожих ценностей. На основании этих общностей мы делаем свой выбор. К примеру, приехавший на встречу прораб, должен не только представительно выглядеть, но и говорить точно по делу, обращая внимание на детали, а так же предлагать интересные варианты. После такой встречи мы чувствуем расположение, как к самому прорабу, так и к компании в целом.
3. Конфетно-букетный период
Выбор сделан, договор заключен, началась работа. Воодушевление от этого создает эмоциональный подъем. Хочется столько всего сделать, придумать, улучшить. На этой стадии партнеры начинают усиленно обмениваться тем, чего им раньше не хватало: вниманием, заботой, интересом, яркими впечатлениями. В случае с ремонтом, заказчик дает исполнителю задачу, конечную цель и средства для ее достижения, а взамен получает внимание к своим желаниям, ощущение собственной значимости в сложном технологическом процессе и предвкушение результата работы.
4. Пресыщение
Порядочно накачав друг друга энтузиазмом, партнеры начинают понимать, что перед ними не зеркало их собственных желаний, а другая сторона, имеющая собственное мнение и взгляд, зачастую отличный от их собственного. Происходят первые ссоры, поэзия конфетно-букетного периода превращается в сдержанно-реалистичную прозу, а люди начинают активно искать различия между ними. Исполнитель и заказчик начинают подмечать маленькие недостатки друг друга – один позволяет рабочим курить на объекте, а другой заставляет «вылизывать» перед его приходом даже стены.
5. Отвращение
Вспоминая о былых восторгах и всеобщем вдохновении, царивших совсем недавно, партнеры начинают относиться к недостаткам друг друга, как к страшными, вопиющими и не простительными порокам. Многие на этой стадии предпочитают замалчивать свое недовольство, но разочарование от этого растет только быстрее. Зачастую именно этот этап развития многих отношений становится последним. Появляются мысли: «Зачем терпеть, если можно найти другого?» Важно помнить, что если разорвать отношения, все те же стадии повторятся с другим партнером, а этапа отвращения избежать не удастся. Нельзя его перескочить, можно только изменить отношение к нему – признаться себе, что вы тоже не подарок и раздражаете другого ничуть не меньше, чем он вас.
6. Терпение
Время сомнений в правильности сделанного выбора. Партнеры мучаются от необходимости принимать то, что раньше они считали неприемлемым. Всем хочется сорваться и высказать накопившееся, но все сдерживаются. Заказчик через силу выслушивает жалобы соседей на шум, а рабочие, скрепя зубами, фасуют мусор по мешкам.
Именно начиная с этого этапа, дальнейшее развитие отношений уже под вопрос не ставится. Пережив это, дальше двигаться будет легче.
7. Выполнение долга
Партнеры приняли решение оставаться вместе и полностью осознают свои обязанности. Они исполняют их вне зависимости от того, что делает (творит и вытворяет) вторая сторона. Независимо от того, нравится это заказчику или нет, он знает, что нужно приехать и принять работы. Не обязательно при этом улыбаться и сюсюкать, но акт должен быть подписан. Прораб в очередной раз выслушивает замечания и организует исправление недочетов просто потому, что так надо.
8. Уважение
Мы привыкаем к способу взаимодействия с партнером, свыкаемся и начинаем проще к этому относиться. Принимаем как данность, что иногда другой стороне виднее и что прежде чем что-то получить, нужно договориться. Конечно, в процессе ремонта не все доходят до этой стадии. Можно получить результат, просто выполняя свой долг, но если отношения все-таки продвинулись дальше, работать становится намного комфортнее.
9. Период счастливых воспоминаний
Там, где в любовных отношениях начинается стадия истинной любви и принятия между партнерами, в ремонте наступает стадия приятных воспоминаний. Работа закончена, все обязательства выполнены и даже напряжение, накопившееся за время этой эпопеи, успело немного разойтись. Заказчик и исполнитель начинают понимать, что сотрудничество было плодотворным, и результат получился такой, какой нужен. И даже не хватает иногда запаха влажной штукатурки и сияющей белизны свежевыкрашенных стен.
В заключение хочется сказать, что ремонт - это не только пыль, грязь и мусор, не только творческие идеи и предвкушение желаемого результата, но и отношения между людьми, в успешности которых важную роль играет терпение.