Речь пойдёт о пешеходном мосте, который переброшен через Екатерининский канал, ныне канал Грибоедова, в створе Итальянской улицы.
Итальянский мост. На этой старой фотографии, он выглядит несколько иначе, чем тот, к которому мы привыкли сегодня.
Казалось бы, трёхметровый в ширину, пешеходный, не очень-то и нужный, с точки зрения городской логистики, зачем его построили? От переизбытка денежных средств? Любопытная история у этой переправы.
Ещё в «до мостовое» время в этом месте, через канал, существовала лодочная переправа. Желающих пешеходов переправляли к противоположному берегу на яликах. Отправляясь на место службы и ежедневно сталкиваясь с очередью, заторами и прочей бранью на переправе, молодой, преуспевающий, амбициозный инженер Леонид Колпицын нафантазировал себе следующее. Почему бы в этом месте, не установить пешеходный мост с тем, чтобы жители города могли прогуливаться через канал по мосту, а не в лодках.
В Городской управе в целом идею молодого специалиста одобрили, но дали понять, что денег на воплощение её в жизнь нет. Окрылённый тем, что проект на «зарубили на корню», Колпицын решил осуществить его на собственные средства и возможно в дальнейшем пропускать на мост желающих за символическую плату – одна копейка. Предприимчивый юноша, однако.))
Так в 1896 году на месте лодочной переправы возник деревянный, однопролётный мост шириной в три метра. В качестве опор, мастер использовал естественные стенки канала, отделанные гранитом. Мост служил как бы продолжением Итальянской улицы.
Для того, чтобы переправа не мешала судоходству, её приподняли на полтора метра над уровнем набережной, поэтому, чтобы взобраться и спуститься с моста потребовались лестницы. Всего было потрачено 3 тысячи рублей. Разумеется, город отказал возместить инженеру затраченные средства, мало того, власти запретили брать мзду за проход, хоть и 1 копейку. Пришлось молодому господину передать мост городу безвозмездно и город согласился принять обременение, но по контракту, по которому он ещё три года содержал мост за свой счёт. Вот такой вот бизнес.))
Правда мост остался, а вместе с ним и память о его создателе и сегодня мы не можем себе представить данную городскую локацию без этого моста. Это самая удачная точка для фотографирования Дома Книги (Зингера) в одну сторону, и разумеется - Спаса на Крови в другую.
За свои 125 лет жизни мост несколько раз перестраивался. Перечислю только года. 1902, 1937, 1955 и 2002 год.
Мост давно уже не деревянный.
Справка. Итальянский мост, предназначенный только для пешеходов, однопролетный балочной системы. Он опирается на гранитные стенки набережных канала Грибоедова, а роль несущих элементов выполняют две криволинейные балки. Сверху пролет длиной 19,66 м перекрыт железобетонными плитами и асфальтобетоном. Ширина переправы – 3 м.
Секции парапетов отлиты из чугуна и украшены накладными декоративными элементами: мечами и щитами с пятиконечными советскими звездами. На въездах установлены гранитные постаменты с торшерами, к которым крепятся художественные восьмигранные светильники в стиле русского классицизма.
Спасибо, что прочли этот материал. Теперь вы знаете немного больше!)