Найти тему
Владимир Кононов

Санкт-Петербург. История самого "центрального" моста в городе.

Речь пойдёт о пешеходном мосте, который переброшен через Екатерининский канал, ныне канал Грибоедова, в створе Итальянской улицы.

1901 год. Как просторно без припаркованных авто.
1901 год. Как просторно без припаркованных авто.
2021 год. Фото: В.Кононов.
2021 год. Фото: В.Кононов.

Итальянский мост. На этой старой фотографии, он выглядит несколько иначе, чем тот, к которому мы привыкли сегодня.

Казалось бы, трёхметровый в ширину, пешеходный, не очень-то и нужный, с точки зрения городской логистики, зачем его построили? От переизбытка денежных средств? Любопытная история у этой переправы.

Фото: В.Кононов.
Фото: В.Кононов.

Ещё в «до мостовое» время в этом месте, через канал, существовала лодочная переправа. Желающих пешеходов переправляли к противоположному берегу на яликах. Отправляясь на место службы и ежедневно сталкиваясь с очередью, заторами и прочей бранью на переправе, молодой, преуспевающий, амбициозный инженер Леонид Колпицын нафантазировал себе следующее. Почему бы в этом месте, не установить пешеходный мост с тем, чтобы жители города могли прогуливаться через канал по мосту, а не в лодках.

Фото: В.Кононов.
Фото: В.Кононов.

В Городской управе в целом идею молодого специалиста одобрили, но дали понять, что денег на воплощение её в жизнь нет. Окрылённый тем, что проект на «зарубили на корню», Колпицын решил осуществить его на собственные средства и возможно в дальнейшем пропускать на мост желающих за символическую плату – одна копейка. Предприимчивый юноша, однако.))

Так в 1896 году на месте лодочной переправы возник деревянный, однопролётный мост шириной в три метра. В качестве опор, мастер использовал естественные стенки канала, отделанные гранитом. Мост служил как бы продолжением Итальянской улицы.

Фото: В.Кононов
Фото: В.Кононов

Для того, чтобы переправа не мешала судоходству, её приподняли на полтора метра над уровнем набережной, поэтому, чтобы взобраться и спуститься с моста потребовались лестницы. Всего было потрачено 3 тысячи рублей. Разумеется, город отказал возместить инженеру затраченные средства, мало того, власти запретили брать мзду за проход, хоть и 1 копейку. Пришлось молодому господину передать мост городу безвозмездно и город согласился принять обременение, но по контракту, по которому он ещё три года содержал мост за свой счёт. Вот такой вот бизнес.))

Правда мост остался, а вместе с ним и память о его создателе и сегодня мы не можем себе представить данную городскую локацию без этого моста. Это самая удачная точка для фотографирования Дома Книги (Зингера) в одну сторону, и разумеется - Спаса на Крови в другую.

Набережная канала Грибоедова. Фото: В.Кононов.
Набережная канала Грибоедова. Фото: В.Кононов.

За свои 125 лет жизни мост несколько раз перестраивался. Перечислю только года. 1902, 1937, 1955 и 2002 год.

Мост давно уже не деревянный.

Справка. Итальянский мост, предназначенный только для пешеходов, однопролетный балочной системы. Он опирается на гранитные стенки набережных канала Грибоедова, а роль несущих элементов выполняют две криволинейные балки. Сверху пролет длиной 19,66 м перекрыт железобетонными плитами и асфальтобетоном. Ширина переправы – 3 м.
Секции парапетов отлиты из чугуна и украшены накладными декоративными элементами: мечами и щитами с пятиконечными советскими звездами. На въездах установлены гранитные постаменты с торшерами, к которым крепятся художественные восьмигранные светильники в стиле русского классицизма.

Спасибо, что прочли этот материал. Теперь вы знаете немного больше!)

Вид на Итальянскую улицу со стороны канала Грибоедова. Фото: В.Кононов.
Вид на Итальянскую улицу со стороны канала Грибоедова. Фото: В.Кононов.