Найти тему
Музыка нас связала

Кино, театр и литература на сцене музыкального клуба. Как это сделать хорошо и почему это сложно

Так сложилось, что программный стиль, в котором я работаю со своими клубными (и не только клубными, но и например музейными) проектами всегда предполагает разумную эклектику и органичное сочетание разных жанров и видов искусства.

Ключевое слово здесь - "органичное". Потому что формально нет ничего сложного в том, чтобы поставить в программу концертной площадки спектакль или поэтические чтения или лекцию. Еще проще повесить на стену картинки в рамках или фотографии и объявить, что теперь клуб является еще и галереей. Вершина банальности, доставшаяся нам в наследство с девяностых и до сих пор не везде еще искоренившаяся, это приставлять к каждому формату определение "арт". Бессмысленность этой приставки становится понятна сразу, как только хоть чуть-чуть вдумаешься в ее смысл. Полная тавтология. Любая площадка и так предполагает, что занимается искусством, каким бы оно не было. И добавлять к пространству искусства еще одно определение "искусство" - полная ерунда и задвоение.

Митя Борисов, мой друг детства и ресторатор - большой специалист по ненавязчивому и очень крутому внедрению искусства в общепит
Митя Борисов, мой друг детства и ресторатор - большой специалист по ненавязчивому и очень крутому внедрению искусства в общепит

Так вот, самое важное в работе со смешанными жанрами и синтетическими проектами, это достичь органики в их соединении. Научиться так формировать программу, чтобы даже разнородные по видовым признакам события и акции находились в одном эстетическом и смысловом поле. Лакмусом в этом смысле является целевая аудитория вашей площадки. Понятно же, что один и тот же человек не может всю свою жизнь только слушать музыку. Мы говорим, разумеется о человеке, который в принципе интересуется искусством, и как-то расширяет свой кругозор и нуждается в эмоциональном насыщении. Такой человек слушает музыку, но так же читает книги, ходит в музеи, смотрит кино. И в целом, за редкими исключениями, можно примерно определить то стилистическое "облако" его предпочтений, которое его окутывает и собственно формирует его образ. Вот примерно в этом облаке и надо существовать программе площадки.

Дело конечно осложняется тем, что каждый проект работает не на одного человека, а на массу людей, которая при некотором общем единстве, все же разнородна. И в каждом отдельном виде искусства - той же музыке - одеа и та же площадка как правило действует не в рамках узкого жанра, а в некотором широком поле, границы которого хоть и очерчены, но порой достаточно широко и приблизительно.

Вроде стол, а вроде художественная акция
Вроде стол, а вроде художественная акция

То есть мы должны ухватить состав и строение облака не одного определенного человека, а некоего собирательного образа. В принципе, это прописные истины не только для программного директора, но и для хорошего маркетолога или рекламщика. Никогда нельзя работать для абстрактной публики. Вы всегда должны максимально конкретно держать в голове ее типических представителей.

И, в общем, заниматься тонкой настройкой программы под такую аудиторию и является важным умением. Смею надеяться, что за двадцать лет работы в подобных проектах, я более-менее отточил этот навык.

Ранее в клубах "Сайгон", "Бродячая собака", "Платформа" и "Сочи", а к моменту описываемых в этой статье событий, и в клубе "Танцы" я всегда интегрировал в музыкальную сетку событий и спектакли (уместные на концертной площадке), и кинопоказы, и обязательно литературные и лекционные события.

При этом, мы всегда старались не только звать исполнителей в этих областях со стороны, с готовыми проектами, но и придумывать какие-то проекты самостоятельно. Некоторые были авторскими, а некоторые мы перетянули из других городов и стран. Потому что образ хорошего программного или креативного директора - это не только образ выдумщика и затейника, но и образ охотника, собирателя и шпиона. Естественно, речь никогда не шла о воровстве идей. Всегда мы либо договаривались с их авторами, либо привлекали их самих к процессам, лтбо дорабатывали и адаптировали идеи, сообразуясь с местной спецификой и существенно их изменяя. Таким образом, что получался уже совершенно новый авторский продукт.

В "Танцах" мы, например, еще стали издавать совместную газету с журналом "Прочтение"
В "Танцах" мы, например, еще стали издавать совместную газету с журналом "Прочтение"

Таким образом, на момент создания "Танцев", мы уже активно работали с международным движением Pecha Kucha, интернациональным поэтическим проектом "Поэтический слэм", а также внедрили в программу давно забытый, но очень веселый жанр артистического кабаре. Нечто подобное мы уже пробовали делать в "Бродячей собаке", но там все было отдано на откуп традиции - с красными бархатными шторами, канделябрами и прочей архивной нечистью. В "Танцах" же мы стали экспериментировать с тем, как формат Кабаре, то есть набора разнородных номеров всех видов и жанров, условно связанных между собой темой вечера и конферансом, может существовать в реалиях 21 века.

Слава Курицын, с которым мы очень много придумали проектов в этом направлении - высокой эклектики
Слава Курицын, с которым мы очень много придумали проектов в этом направлении - высокой эклектики

И попробовать этот жанр в данном случае мы решили вместе с моим старым приятелем, одним из самых беззаботных, безбашенных и творческих людей нашего времени - писателем и критиком Вячеславом Курицыным. Собственно, так мы и назвали наш проект - "Курицын-Кабаре".

Афиша "Курицын-Кабаре"
Афиша "Курицын-Кабаре"

Это явление, на мой взгляд, получилось настолько чумовым и экстраординарным, что есть смысл посвятить ему отдельную статью, следующую...