«Если бы не театр никто бы не знал, что мы существовали»- писал в своих стихах Иосиф Бродский. Театр сегодня действительно очень уникальное место где трудно притаится фальши, ведь актеры играют в живую, а от зрителя ничего не утаишь.
Крымский академический театр им. Горького, был основан в 1821 году московским купцом Волковым, который жил в Симферополе по совету врачей. Собственно, из сарая при Дворянском собрании и был организован театр, где и проходили показы спектаклей до начало 20 века.
В 1911 году 11 апреля было построено новое здания театра, которое отвечало требованием современности, с рестораном, кафе и игровыми комнатами.
Я тут не историю театра собрался рассказывать, чуть ниже поймете, это так вступление, что бы было понятнее что в столице Крыма к искусству относятся уважительно.
В конце прошлого века в 1995 году была закончена реконструкция театра, которая длилась почти одиннадцать лет. Но вот самое интересное в этой истории. Основная сцена театра ныне оборудована современной аудио аппаратурой, да все звучит хорошо и слышно далеко, ну в общем как класс. Но до реконструкции в зале не было звукоусиливающей аппаратуры и на галерке был слышен даже шепот с первых рядов, а не только диалоги актеров.
А весь секрет был вот в чем, на потолке над основной сценой по всей площади лежали стопки стекол, самых обычных стекол, расположены они были в уже никому не известном порядке, и количество стекол в стопке везде было разное. Монтировщики сцены, старожилы, рассказывали, что именно определенное расположение этих не замысловатых конструкций и давали настоящую, живую акустику в зале. Когда шла реконструкция, парни попробовали забрать одну стопку стекол и вынести ее за периметр, звук в зале сразу заметно изменился. Тогда собралась делегация и отправилась к руководству театра дабы не трогать эту уникальную конструкцию. Но ничего не вышло. И та уникальная акустика, которая была создана в 1911 году была утеряна на всегда. Найти «откуда растут ноги», кто был создателем «звука» так и не удалось.
Все таки, храм Мельпомены должен быть живым и органичным, без всяких примочек.
Если задуматься, а сколько в принципе было утеряно безвозвратно уникальных технологий того времени в угоду современным трендам. Печально.
Действительно дуэль, дуэль современной моды и прошлого прагматизма.
И хочется закончить строчками Бродского.
И кто-то падает в снег, говоря ‘Ужель’.
Но никто не попадет в цель.