Окончание истории. Начало тут.
У Юли получается иначе.
Садясь на «холодный» стул она включает режим «Я мумия» или «Я в танке» и ее невозможно пронять, как ни старайся.
Она в детских играх натренировалась в этом. Тогда они играли в игру: рассмешить другого. И надо было выдерживать и не рассмеяться, когда тебе строят смешные рожицы и щекочат. Юля в детстве овладела этим навыком. Она делала лицо, как маску, обездвиживала тело и «включала» непроницаемый взгляд. И ее не проймешь.
На «теплом» стуле, Юля включает режим «я недостойная и не сознающая», делает безразличное лицо и не реагирует ни на что. И ее не проймешь похвалой и лестью.
В этой группе бывших алкоголиков ее назвали «девушка в панцире» или в «скафандре». «Пробить» участникам Юлю не удалось. Слава сильно старался, но не смог.
Когда Слава сам сидел на стульях, то принял такое суровое выражение лица в обоих случаях, что его страшно было «пронимать». Его назвали «суровой крепостью», «суровым орешком».
Каждый участник, по - своему реагировал на критику и похвалы. Опыт самый разный. Но общее было одно, что отмечает потом Надежда: каждый включил своего «защитника» эго. Но именно этот «защитник» мешает развитию личности.
Интересное и важное открывается потом, когда Надежда дает обратную связь участникам.
Говорит Кате об эмоциях, о том, что она слишком «с сердцем» на обоих этих стульях. И даются рекомендации, как это одолеть.
Катя слушает ее, загорается изменениями, но вскоре бросает практику и принимает себя «такой как есть».
Катенок ходит на все эти тренинги и мероприятия не для отработки навыков, а знакомиться с людьми и вдохновляться общением и динамикой. Ей нужны положительные эмоции.
Юле Надежда говорит другое: ты слишком удаляешься от реальности. Метод не включения в происходящее разными способами (скафандр, мумия, броня, несознанка), помогает сохраниться от переживаний, но лишает ценного: услышать и узнать полезное.
«Умей не отключать слышание, а слышать, но не реагировать на него эмоционально. Иначе, с «водой выбрасывается и ребенок». Удаляешься не только от неприятного, но и от реальности целиком, убегаешь от нее. А это плохо» - так говорит ей Надежда. И дает подсказки, как можно этого достичь.
Юля задумывается над этими словами Надежды. В отличие от Кати Юля после каждого тренинга, каждой учебы, активно отрабатывает навыки. Она понимает, что без отработки их не будет, не будет научения, а лишь впечатления. А этого ей мало.
Юля начинает работать над собой: на работе, дома, в разных ситуациях жизни. Юля практик, она не принимает себя, но принимает вызовы жизни и постоянно выводит себя из зоны комфорта и самооправдания. И это обеспечивает ей драйв, движение, развитие.
Юле очень помогает обратная связь Надежды. И она находит решение для себя. И применяет его в своей жизни.
Юля теперь не боится, не избегает этих ситуаций. Они делают ее сильней. Слышит, учитывает полезное, но не реагирует эмоционально. Для директора – очень полезное качество. Она все время работает с разными людьми. Ей надо владеть собой.
В христианской жизни, позже, Юля поняла, насколько полезным ей было это упражнение. Она научилась не увлекаться лестью, не мнить о себе, и не падать духом, когда ругают люди: правдиво или лживо.
Вспоминая это упражнение - два стула - Юля поняла важное. Мудрый и опытный тренер Надежда, профессионал своего дела, через него учила участников группы добродетели смирения, но лишь малой его части. Кто смог – усвоил.
Юля нередко, по жизни, в уме своем «сажала» себя на такие стулья.
Начинают у нее идти достижения, ее все хвалят, нахваливают и перехваливают и обстоятельства показывают ей: ты крута. Как не возгордиться от всего этого?
А Юля не верит этому.
И чтобы не возгордиться и не пасть потом – сама себя на «теплый» стул сажает. И все нормализуется: достижения остаются, а гордыня не проникает в душу. Слава Богу.
Идут трудности в семье, с воспитанием детей, идут трудные переговоры и контакты – и вроде как люди и обстоятельства пытаются ее загнать в уныние. Но Юля не загоняется. Она «сажает» сама себя на «холодный» стул. И все нормалируется. Слава Богу.
В христианской жизни к слышанию и учету полезного, к реакциям на лесть и ругань, Юля прибавила то самое главное, что дарит и открывает человеку духовная жизнь – обращение к Богу и помощь Его.
Во многих ситуациях молодости она развивала себя, как личность и ей это помогло. Теперь, мудрея, она обрела большее: присутствие Бога, Его водительство в жизни своей.
И теперь у Юли все стало восполнено святым Божьим присутствием. А это объем, ширь, мощь. Это как переход из плоскости в 3D измерение.
Христианская жизнь открыла Юле еще одно очень важное: можно постоянно искать себя, совершенствовать до бесконечности, принимать все вызовы меняющейся, разнообразной среды и реагировать на них, но все это рождает суету.
А можно найти ответ от Создателя и Спасителя на важный вопрос: кто я по Воле Твоей, Господи?
Его стоит задавать Богу и ответ придет. И Юле пришел, подарив ей ее саму, подлинную, от Бога.
И много лишней суеты и вызовов среды ушло, как лишнее, не Божье.
И такой опыт слышания и следование Богу, Христу Его, как подумала Юля - тоже есть опыт смирения, доступный каждому христианину: старательному, ищущему, слышащему, практику.
Если Вам приходилось «сидеть» на таких стульях смирения и хотите поделиться – пожалуйста, пишите в комментариях.