2019 год для меня, пожалуй, можно назвать поистине совиным. Началось всё со встречи мохноногого сыча в марте и довольно близкого знакомства с ним, продолжилось, когда совершенно случайно был встречен слёток бородатой неясыти (надо заметить, что это вообще первая моя встреча данного вида в дикой природе). И вот, новый совиный «сюрприз» ждал меня уже в родных местах.
Началось всё с того, что мной была обнаружена кучка погадок (погадка – срыгнутый совой комок, состоящий из неперевариваемых частиц: шерсти, костей, хитина и пр.) прямо на лесной тропе – это сразу сигнализировало о том, что совы есть. Собственно, факт их нахождения здесь и так не оспаривался, но эта кучка погадок дала надежду на то, что есть птенцы. Как показывали наблюдения прошлых лет, птенцов эти совы выводили далеко не каждый год, а скорее раз в два года. Вероятно, это связано с наличием и количеством мышевидных грызунов – основной пищи. Правда, я так и не поняла, где сидели совы, чтобы скинуть погадки ровно в эту точку - крепких веток-то там нет, чтобы была удобная присада. Ну да ладно.
Теперь встала задача наблюдать, вслушиваться в темноту каждый вечер. Долго ждать не пришлось – уже через пару дней, в мой следующий приезд, вечером я услышала характерные писки совят – они здесь, они есть! Только в этих писках что-то не так, какие-то они не такие… Надо идти искать. Вооружившись фонариком, я пошла на голос – это, пожалуй, один из наиболее продуктивных способов поиска совят. Молодые совы оказались уже довольно лётными, поначалу близко к себе не подпускали и сразу улетали. Поиск превратился в погоню, но недолгую. Периодически я видела мелькающие на фоне звезд тени, иногда даже попадала на них светом фонарика, мельком видя очертания и размеры сов, что, в свою очередь, еще больше подкрепляло мои подозрения. Наконец они остановились и буквально окружили меня, пищали со всех сторон, летали прямо над головой...
Тут силуэт летящего совёнка удалось хорошо рассмотреть в свете фонарика – он оказался меньше, чем силуэты тех сов, которые встречались тут в прошлые годы. Низ крыла был светлый, почти белый, маховые темные, на концах крыльев было чёткое темное пятно, образованное нижними кроющими первостепенных маховых. Неужели она.. Не может быть. А куда делась другая? Весной же четко слышали её «уханье»! Я продолжила наблюдение и мне, наконец, удалось навести свет фонарика на сидящего на ветке совенка – точно! Серая неясыть.
Факт встречи этого вида здесь показался несколько удивительным, ибо уже 5 лет, как тут жили длиннохвостые неясыти – более крупные и агрессивные совы, конкуренты серых. Это была одновременно приятная и грустная встреча, ибо появление тут серых могло значить лишь то, что «длиннохвосток» больше нет: ушли, погибли или еще что-то, а с ними у меня было довольно близкое знакомство и, если можно так сказать, какая-то привязанность к ним. Не каждый же день тебе удаётся дотронуться до такой крупной совы, а потом наблюдать её ещё несколько лет, наблюдать её птенцов и т.д...
С другой стороны, появление серой неясыти означало и то, что этот вид все рано гнездится у нас, несмотря на сокращение в численности. Для тех, кто не особо в курсе, поясню: в последние годы исследователи начали отмечать сокращение численности серых неясытей по всему ареалу, в некоторых регионах она и вовсе начала исчезать, хотя раньше была довольно распространённым видом. Связано это, как раз, может быть с расселением длиннохвостой неясыти, которая, как более крупный и сильный конкурент, вытесняет серую неясыть. Но может быть и естественная пульсация ареалов и численности популяций. И, несмотря на свое название uralensis, длиннохвостая прекрасно чувствует себя и в других регионах, сильно отдаленных от Урала.
Как уже было сказано выше, серые неясыти жили тут до появления длиннохвостых. Первая моя встреча с этим видом произошла где-то году так в 2008, если не в 7-м - сейчас уже и не вспомню. Последняя регистрация вида была в 2014 году: тогда совам удалось вывести рекордный по количеству птенцов выводок – около семи совят. В тот же год тут отмечалась также и ушастая сова. А в 2015 уже поселились длиннохвостые неясыти и тоже вывели птенцов, серых с тех пор отмечено не было.
На следующий день, после встречи совят, я решила сделать фотофиксацию данного вида. Все-таки фото – это лучше, чем на словах говорить, да и сама по себе фотофиксация намного надежнее. Вечером я повесила прямо у себя под окном (да, дом находится в лесу и тут летают совы) bluetooth-колонку, на которую транслировалась запись крика серой неясыти, чтобы приманить взрослых сов. Совята и так бы прилетели, ведь этот вид отличается от длиннохвостых своим любопытством и доверчивостью – слётки длиннохвосток не подлетят и не подпустят близко, а эти могут, им даже интересно. К тому же, около фонарей, освещающих дорожки и крыльцо дома, летало множество насекомых, которыми совята очень не прочь перекусить. Но совят не было (вернее они были, только чуть дальше в лес, близко не подлетели – испугались другую «сову» (колонку), но их всё равно было слышно), зато прилетела самка – их мама. Она грозно пищала (писк был похож на скрип старых, ржавых петель или качелей, а иногда мне и вовсе казалось это чем-то средним между криком чаек и скрипом =))) ), и угрожала колонке, воспринимая её как другую сову-конкурентку, которая может нанести вред птенцам.
Неясыть долго летала кругами, а я её всё пыталась увидеть. Хотя бы увидеть и рассмотреть поближе, не говоря уж о том, что сфотографировать. Но, как того и следовало ожидать, взрослая птица более осторожна и долго не показывалась. Я слышала только писк и, когда шла на него, шелест крыльев об листву дуба, а иногда сова и вовсе бесшумно перелетала с места на место. Запись криков у меня комбинированная, там есть фрагменты токовых криков самца, ответов самки и писка совят. Сначала я крутила все вместе, но, заметив, что на «самку» и писк «совят» сова реагировала более живо (когда кричал «самец», сова летала вокруг метрах в 50 от колонки и чуть-чуть тихо попискивала), я стала крутить только эти 2 фрагмента. Тут-то она подлетела ближе и показала мне, по всей видимости, весь свой «матерный» запас слов, которые только знала – тут уже звуки были похожи не просто на скрип, а на скрип с завыванием, подобно самцу при токовых криках, только тоньше! Жуткий звук на самом деле, если не знать, что это сова издает. Можно подумать, что это леший или ведьма хохочет, сидя на дереве. Судя по звукам, сова находилась где-то близко и я стала искать её на деревьях, светя фонариком. Но её не было видно… как вдруг… вот на, сидит, сидит прямо на ветке сосны, хорошо просматриваемая и смотрит на меня, раскачивая головой. Наконец, эта неуловимая птица себя показала, но не надолго. Она быстро слетела с ветки и скрылась в темноте. Я продолжала то включать, то выключать запись, как вдруг услышала в паре метров над своей головой тот самый жуткий хохот, навелась фонариком и... вот она. Сидит. Тут мне удалось сделать пару фотографий: сова сидела на месте довольно долго, все ухала, пищала, хохотала и разглядывала меня, а потом вновь скрылась в темноте.
Когда я уже решила «сворачивать» все это действо, отключать колонку и идти в дом, из кустов послышалось глухое «ав-ав» (серая неясыть при этом продолжала «скрипеть») – неужели? Быть того не может! Но на самом деле может. В кустах сидела самка длиннохвостой неясыти и угрожающе «лаяла». Колонка уже была выключена, совы перекликались между собой, потом серая улетела в сторону птенцов. Я сначала подумала, что и длиннохвостая ушла туда-же, но нет. Как потом оказалось, она сидела все на том-же месте и просто тихо наблюдала. Я решила и ее попробовать спровоцировать: ответа долго ждать не пришлось – сова тут же начала громко и выразительно «лаять».
«Лай» самки длиннохвостой неясыти, на мой взгляд, 1 в 1 совпадает с лаем некрупной собачки (может, мне так кажется оттого, что у меня никогда не было собак — не знаю..), только раздается он с дерева. Представьте, идёте вы по лесу, а на вас с дерева «собака» лает… Жутко, не правда ли?
В отличие от серой, длиннохвостка не стала тратить много времени на меня: она, видимо, быстро поняла, что это был «развод» и, показавшись всего на какую-то долю минуты, улетела и скрылась в темноте. После этого наступила гробовая тишина, только стрёкот сверчков и легкий шелест листьев нарушал её.
Прилет длиннохвостой неясыти по-своему удивителен, ведь тут же встает вопрос – как смогли ужиться два конкурента, один из которых легко может убить другого? Возможно, это связано с достаточным количеством мышевидных грызунов в 2019 году, которых настолько много, что хватает прокормить оба вида и конкуренции за пищевой ресурс не возникает. А возможно, произошли какие-то передвижки в границах их территорий, и эти самые границы находятся где-то в районе моего дома. Ответ на эти и другие вопросы известен одним лишь совам. Одно ясно точно – с длиннохвостыми неясытями ничего не случилось, они по-прежнему тут, просто немного дальше обычного. Собственно, их «отход» глубже в лес я стала замечать уже давно, и с каждым годом это становилось все яснее и яснее. Вот, видимо, в том году они отдалились на столько, что тут смогла вновь поселиться серая неясыть.
В 2020 году весной на том же месте отмечалось токование самца длиннохвостой неясыти, которое продолжалось всего одну ночь, после чего весь сезон не было видно ни одной совы. В сентябре прилетал воробьиный сыч, который также отмечался всего 1 ночь.
Если вам нравится наш канал, ставьте лайки и подписывайтесь, если нет - ставьте дизлайки.