Фасадом Хабаровска, теменем его лица, служит Амурский утёс - скалистый мыс посреди города. На кадре выше виден его склон, башня с весьма нетривиальной историей (об этом позже), памятник Николаю Муравьёву-Амурскому с 5000-й купюры, и правее бывшие Центральная библиотека и Военное собрание. А вот первое здание города, деревянную часовню Марии Магдалины, срубленную в 1858 году первопоселенцами, хабаровчане разобрали накануне революции, задумав строить на замену капитальный храм.
Набережная огибает Амурский утёс, лишь в этом месте выглядывающий из зелени голым камнем. На котором в 1980-х появилась мемориальная доска Первостроителям, видимо вдохновлённая комсомольскими стройками да БАМом. С той разницей лишь, что здесь высаживались на диком берегу не комсомольцы и не зэки, а царские офицеры и казаки:
С которого вглядывается в непокорённую даль сам Николай Муравьёв-Амурский, основатель Благовещенска, Хабаровска и Владивостока, на переговорах с Китаем бескровно присоединивший Приморье и Приамурье к России. Для Дальнего Востока он значит примерно то же, что для Европейской части страны Пётр I. Из Сибири, которой отводилась роль то ли хозяйственного двора, то ли каземата, Муравьёв-Амурский прорубил окно в ту часть мира, которую теперь называют Азиатско-Тихоокеанский регион.
Основанная им в 1858 году Хабаровка уже к 1880 году получила статус города. В 1884-м петербургские власти таки дозрели выделить Приамурское генерал-губернаторство в составе Амурской, Забайкальской (до 1906 года) и Приморской областей, тогда охватывавшей всё тихоокеанское побережье России. Центром этой огромной территории и стала Хабаровка, но только в 1893 ей наконец додумались приделать более солидный суффикс "-ск". В 1891 году город обзавёлся символом - памятник Муравьёву-Амурскому увенчал Утёс:
В лихом краю монумент оснастили почётным караулом, домик которого ещё стоит у графа за спиной. Однако нынешний памятник - лишь реплика: оригинал был сброшен с пьедестала в 1918 году.
Вокругпамятник была восстановлена ограда из вкопанных чугунных пушек и чёрной якорной цепи. На мысу, однако, успела вырасти другая доминанта: в страшном 1943 году Хабаровску внезапно просто позарез понадобилась спасательная станция! Амурский утёс увенчала башня в этом редком подвиде не до-, и не послевоенной, а "во-время-военной" сталинской архитектуры.
Конечно же, на самом деле "спасатели" на башне вглядывались не в пляж и не в фарватер, а в далёкие сопки за устьем Уссури - не решат ли ночью самураи перейти границу у реки? После войны башню заняло кафе "Утёс", но она так и осталась памятником советско-японской "войне нервов" и, на мой взгляд, самым запоминающимся зданием Хабаровска:
Само же место, где стоит башня, треугольная площадка на вершине утёса, имеет свою историю: 6 сентября 1918 года занявшие город белые казнили здесь 16 чешских музыкантов, как утверждалось в советских текстах - за отказ сыграть "Боже, царя храни!". На самом деле история была несколько сложнее: ещё до революции австро-венгерские пленные рассеялись по всей империи, и вот в Хабаровске осел военный оркестр, 19 музыкантов которого были в основном этническими немцами из Чехии, Инсбрука и Вены. К белочехам они не относились, и в целом симпатизировали советской власти.
5 сентября 1918 года красный Хабаровск занял при американо-японской поддержке Особый Уссурийский казачий отряд есаула Ивана Калмыкова, которого сам Колчак в своё время характеризовал как разбойника. Город был охвачен то ли террором, то ли беспределом, и музыкантов казнили не за то, что они отказались играть на параде, а за то, что в их доме прятались красноармейцы при оружии. Троим музыкантам в неразберихе удалось бежать, а остальных казаки расстреляли на утёсе и сбросили в Амур, причём руководил расправой над австрийцами белочех Милош Юлинек. Мемориальная доска же висела на "Утёсе" до его рестраврации в 2013 году, а её снятию, кажется, даже чешский МИД не возмутился - ведь не коммунисты же расстреляли:
С утёса открывается впечатляющий вид на Амур - мощное русло 1,5-2 километра шириной, за которым с юга подступает Большехехцирский хребет (949м), а в основном тянутся плоские острова Хабаровского архипелага. Последний - ни что иное, как дельта Уссури, впадающей в Амур в 40 километрах выше.
Вид с утёса вниз по Амуру скрыт буйной растительностью и крутым поворотом реки, а вот так выглядят сверху набережная Невельского, дебаркадер с катерами в Фуюань, Преображенский собор и трубы далёкой ТЭЦ. Левее границы кадра остались зелёные крыши Военного собрания и купола Успенского собора, а ближе к краю видна симпатичная сталинка Амурского речного пароходства (1932-34) с круглой башней на углу:
Дальше от Амура на одной линии с утёсом высится "Интурист" (1977), перед которым с 2008 года тревожно глядит в спину графу Муравьёву полтавский дворянин Яков Дьяченко, командир 13-го Сибирского линейного батальона, который высадился 31 мая (12 июня) 1858 года у подножья Амурского утёса строить пост имени Ерофея Хабарова. У основания постамента интересные барельефы, которые я от усталости издали не разглядел. И какая-то особая зловещая ирония есть в том, что памятник русскому колонизатору made in China...