Найти тему
Романтика окраин

Квартал на «Беговой» - маленький осколок послевоенной Москвы

Добрый день, дорогие друзья! С наступившими вас! Сегодня хочу поведать об ещё одном интересном уголке нашей столицы. Если бы я вдруг где-то услышал словосочетание "Квартал на Беговой", которым я озаглавил этот рассказ, то, вероятнее всего, подумал бы о донстроевских монстрах поздней архитектурной эпохи Лужкова, которые выросли на месте малоэтажных домиков, построенных немецкими военнопленными. Или же, представил себе какие-нибудь современные человейники, что стали возводить уже в нынешние, собянинские времена вроде тех, которыми сейчас застраивают бывшую территорию ЗИЛа.

Но речь, конечно же, пойдёт совсем не об исполинских человейниках (хотя, куда от них сейчас спрячешься в Москве?), а об уникальном и чудом сохранившемся в районе метро «Беговая» архитектурном ансамбле, построенном в конце 40-х годов прошлого века. В СССР в те годы как раз наступает время индустриализации в архитектуре, что даёт достаточно широкое поле для архитектурных экспериментов. И вот тогда-то в нашу жизнь пришло такое хорошо ныне нам знакомое архитектурное новшество, как "панельки".

Разумеется, позднесоветские и современные панельные дома имеют мало общего с домами той эпохи, которая канула в лету после приснопамятного Постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Облик первых дохрущёвских "панелек" продолжал традицию "имперской" архитектуры, хотя в то же время был несколько скромнее в деталях. В первую послевоенную пятилетку авторы высотки на площади Восстания (ныне - Кудринская) архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и инженер В. П. Лагутенко, ставший впоследствии главным строителем хрущёвок, разрабатывают проект квартала четырёхэтажных каркасно-панельных жилых домов на Хорошёвском шоссе близ нынешней станции метро «Беговая». Да, сейчас это почти центр, но тогда была самая что ни на есть окраина.

По существу, это было первой в нашей архитектурно-строительной практике попыткой комплексной застройки панельными зданиями. Следующий этап творческого поиска в этом направлении – возведение каркасно-панельных шести-десятиэтажных домов на улице Куусинена, но об этом мы поговорим в другой раз, а сейчас вернёмся к кварталу на Хорошёвке. Эти первые многоэтажные здания из сборного железобетона для своего времени имели новаторский характер и были заметной вехой на пути развития индустриального домостроения.

1. Квартал уютно расположился на 1-м Хорошёвском проезде, который в форме неправильной буквы Г вытянулся от Хорошёвского шоссе у западного вестибюля метро «Беговая» до улицы Поликарпова. Вся территория для солидности, и, видимо, устрашения любителей покутить на свежем воздухе, обнесена забором, однако в реальности попасть внутрь не составляет труда.

2. Но вернёмся к истории: вместо того чтобы обкладывать каркас кирпичом, как это делалось ранее при немногочисленных экспериментах с подобными постройками, упомянутые авторы высотки на площади Восстания Михаил Посохин и Ашот Мндоянц предложили навешивать на него панели. Конструкцию архитекторам помог разработать инженер Виталий Лагутенко и своё воплощение она получила в 1948-м году здесь, в 1-м Хорошёвском проезде.

Вообще первый каркасно-панельный жилой дом в Москве появился годом ранее совсем в другом районе — на Соколиной Горе (проспект Будённого, 43). Разве что каркас у той четырехэтажки полностью металлический, как у американских небоскрёбов, но здесь концепция была несколько иная, возводился целый квартал! В восьми домах на Хорошёвке Посохин и Мндоянц навесили панели уже на каркас из железобетона, но «панельности» ещё стеснялись, тщательно маскируя её. Дом украшен навесными деталями—гирляндами, расположенными под окнами, — а пилястры в простенках закрывают швы между плитами.

Как писал тогда М. Посохин: «Каркасно-панельные жилые дома должны иметь те же черты, которые присущи жилищу советского, социалистического типа, то есть обладать гармоничными пропорциями, отличаться добротной и красивой отделкой и, в зависимости от градостроительных условий, иметь балконы, эркеры, лоджии. Новые методы строительства не должны обеднять архитектуру. Наоборот, они могут и должны обогащать ее». Каркас первого здания заливали прямо на стройке: завод железобетонных изделий ещё не вступил в строй.

-2

3. Вероятнее всего, появившиеся чуть позже хрущёвки, могли бы выглядеть как дома на Хорошёвке, не будь принято то самое Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». После этого профессиональная пресса стала смотреть на посохинский дом совершенно другими глазами: «Серьёзным недостатком домов на Хорошёвском шоссе является применение навесных архитектурных деталей — обрамлений окон, гирлянд под окнами и др. Мы воспринимаем эти детали не только как архитектурные излишества — они органически противопоказаны самой природе заводского домостроения».

К числу «излишеств» были отнесены не только сталинские арки, портики и башни, но также «недопустимо завышенные площади передних, коридоров и других вспомогательных помещений». Постановление предписывало к сентябрю 1956 года разработать типовые проекты, призванные резко удешевить строительство жилья.

Так закончилась "сталинская" эпоха в советской архитектуре и началось тотальное удешевление и унификация всего и вся, эпоха жилых хрущёвок, станций-"сороконожек" в московском метро и т.д.

-3

4. Тем не менее, этот квартал, как и некоторые другие были к моменту издания Постановления уже построены и, благодаря этому, мы можем спустя 70 лет полюбоваться ими воочию и оценить детали.

-4

5. В нынешнее время безвкусных (по большей части) новоделов эту архитектуру уже можно в полной мере отнести к старой Москве.

-5

6. Посмотрите только какие уютные дворики! В таком ракурсе даже непросто представить себе, что это нынешняя Москва. Вообще я давно уже хотел поснимать этот квартал, но собрался только в декабре прошедшего 2020-го года, что, впрочем, скорее правильное решение. Архитектуру лучше снимать, когда деревья голые, т.е. зимой, летом половины деталей было бы не видно, потому как эти дворы, как и все дворы старой Москвы изобилуют зеленью в отличие от нынешних.

-6

7. Правда, если взглянуть с другого ракурса, то сразу становится понятно, что это Москва. Но в данном случае контраст лишь подчёркивает уют этих двориков, которые как бы отгорожены от того "враждебного" и чуждого мира, что находится за оградой.

-7

8. Здесь нет беспорядочного движения автомобилей, т.к. территория закрыта на шлагбаум только для своих, здесь куда-то испаряется шум и суета близлежащих улиц, по которым снуют толпами работники окружающих офисов. В этих дворах есть душа и какая-то загадочная умиротворённость.

-8

9. Этот дом был построен в числе последних в этом квартале - в 1952-м году, а самый ранний - в 1944-м.

-9

10. Дома разных лет немного отличаются друг от друга, но, если не приглядываться к мелким деталям, то это практически незаметно. Единственное, что реально бросается в глаза - так это цвет. Большинство из домов этого квартала не так давно подвергались ремонту, но почему-то не все получили единый оттенок.

-10

11. Детальки. В большинстве подъездов не так давно обновили входные двери, почти везде установлены вот такие со стеклом, как делают в Европе. Они как-то сразу стали выглядеть изящнее стандартных из цельного металлического листа.

-11

12.

-12

13. Контрасты. На заднем плане - шестнадцатиэтажный трёхподъездный панельный жилой дом серии П-44, построенный в 1979 году. Уникален тем, что является одним из двух первых жилых домов серии П-44 в Москве.

-13

14. Домик 1949-го года.

-14

15. Немного новогоднего настроения. Вообще в этом квартале чувствуется какая-то своя, домашняя что ли атмосфера. Находясь там, я почему-то сразу вспомнил детство, когда мы знали всех соседей со двора по имени. Мне почему-то кажется, что в этом квартале до сих пор есть что-то подобное.

-15

16. На всей обширной территории комплекса больше всех встречались мамы, бабушки, дедушки, и, возможно, няни с колясками и просто маленькими детьми. Похоже, что там ещё и демографический бум.

-16

17. Центральная площадка западной (и более обширной) части комплекса, ближней к метро. Здесь расположилась основная дворовая инфраструктура. На заднем плане - Мордор жилой комплекс «Дом на Беговой».

-17

18. А посреди этой импровизированной площади расположена клумба, которая почему-то именуется в викимапии сценой, которую освещает вот такой старенький фонарик. Хотя, в принципе с этой клумбы и выступать можно.

-18

19. Всё меньше и меньше таких стареньких фонариков. Есть в них что-то родное, тёплое, идущее из детства.

-19

20. Этот дом также построен в 1949-м году. В лучах заката он как-то особенно уютен.

-20

21.

-21

22. Там, за углом по улице неслись толпы пешеходов, спешащих в/из метро, постоянно раздавались гудки машин и скрип тормозов, но звуки эти исходили, словно, откуда-то издалека. В этих дворах своя неповторимая атмосфера.

-22

23. Старый московский двор, каких остаётся всё меньше и меньше.

-23

24. Хочется верить, что эти домики простоят ещё долго, уже хотя бы потому, что дома уже в большинстве подверглись капитальному ремонту. Впрочем, это никогда не мешало властям... Но надеюсь, что обойдётся.

-24

25. А представляете как здесь красиво поздней весной или летом? Даже машины как-то не слишком портят гармонию места.

-25

26. Как и во многих дворах того времени, здесь присутствуют малые архитектурные формы, которые тогда были в моде. Вот, например, скульптура «Лоси». Состояние, правда, так себе.

-26

27.

-27

28. Словно бы находишься на границе прошлого и настоящего.

-28

29. Так и представляется как утром из этих милых смежных подъездов выходят люди и приветствуют друга с пожеланием хорошего дня. Понимаю, что это, скорее всего, чушь, но мне где-то на уровне подсознания кажется, что в таком дворе просто не может быть иначе.

-29

30. С такого ракурса скульптура смотрится лучше. Но вообще, конечно, неплохо бы отеставрировать её... Как и другую, которую я покажу дальше.

-30

31.

-31

32. Тишь да гладь... Можно ненадолго отрешиться от суеты, бродя между этими домами.

-32

33.

-33

34.

-34

35. Куда же в таком дворе без скворечника? Без него картина была бы незаконченной.

-35

36.

-36

37. Кое-где ещё сохранились аутентичные окна.

-37

38. И позаниматься спортом на свежем воздухе можно, не отходя далеко от дома.

-38

39. 1-й Хорошёвский проезд, вид в сторону «Беговой».

-39

40. И в сторону улицы Поликарпова. Здесь, надо признаться, я в тот день лажанулся. У меня напрочь выскочило из памяти, что у этого квартала есть ещё восточная часть. Понял я свою ошибку только, когда стал готовиться писать пост. Поэтому пришлось в другой день подъехать снова и доснять оставшееся.

-40

41. Погода в другой день, конечно, была уже немного иная, но в принципе и так неплохо. Здание политехнического колледжа № 8, который построен аккурат между западным и восточным крыльями комплекса вместе с ним.

-41

42. Восточное крыло комплекса. Прямо - улица Поликарпова. Справа - здание главного управления кадров Министерства обороны РФ.

-42

43. Почти все помещения на первых этажах используются для сдачи в аренду разнообразному малому бизнесу - от кофеен до автошколы.

-43

44. И вот мы пришли на улицу Поликарпова и видим самый большой дом всего комплекса с переменной этажностью от четырёх по бокам до шести посередине. Точнее сказать, по в некотором роде это три разных дома. Боковые были построены в 1951-м году, а центральный уже после 1952-го, но вместе они образуют единое целое. Кстати, улица Поликарпова названа в честь знаменитого советского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова (1892—1944).

-44

45. Центральный корпус.

-45

46. Вид в сторону Беговой улицы.

-46

47. А теперь заглянем во дворы. Здесь помимо уже знакомой нам архитектуры притаилось одно из зданий, принадлежащих Московскому кадетскому корпусу «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» (вдали).

-47

48. "Большому кораблю - большое плавание". Центральный шестиэтажный корпус дома единственный во всём квартале оборудован лифтами.

-48

49.

-49

50. Ещё одна малая архитектурная форма - скульптура «Пионерки», изображающая двух представительниц этого движения, читающих книгу. Состояние тоже, к сожалению, неважное, разве что побелили.

-50

51.

-51

52.

-52

53. Наверное, получилось слишком много фото этих дворов, но мне хочется раскрыть их как можно подробнее, потому что они мне очень нравятся.

-53

54. Обязательно рекомендую прогуляться там, если окажетесь в этих краях. Думаю, что не пожалеете.

-54

55.

-55

56. Возвращаемся в солнечное и морозное 8-е декабря на 1-й Хорошёвский проезд. Перспектива в сторону улицы Поликарпова.

-56

57. Угол комплекса со стороны метро.

-57

58. Кстати, ещё у метро сохранился вот такой привет из прошлого. Конечно, это уже не те "ламповые" автоматы с жетончиками и дисковым набором номера, но всё же есть в этих будках что-то родное. Сейчас и таких не слишком много осталось по Москве.

-58

59. Во дворе упомянутой выше "панельки" серии П-44. Вдали виднеется корпус ансамбля исторических Николаевских казарм на Ходынском поле (1898-1899 гг., арх. С. У. Соловьев). Сейчас там располагается всё тот же московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации».

-59

60.

-60

61.

-61

62. Со двора можно увидеть ещё два здания комплекса исторических Николаевских казарм (после революции переименованы в Октябрьские, рядом пролегала железнодорожная ветка к одноимённой станции, уничтоженная в первую половину нулевых).

-62

63. Ещё раз взглянем на двор и идём дальше.

-63

64. Когда я уже собирался отправиться к машине, то вдруг понял, что без нескольких закатных снимков железной дороги прогулка будет неполной, поэтому свернул на улицу Розанова, чтобы немножко поснимать пути и электропоезда Смоленского направления.

-64

65. Угол 3-го Хорошёвского проезда. Рассказ про него и окрестности вы можете прочитать здесь.

-65

66. И вот мы у путей Смоленского хода неподалёку от платформы Беговая (D1 МЦД). Пришёл туда как раз к моменту, когда закатный свет стал особенно потрясающим.

Напоминаю, что хождение по железнодорожным путям - опасно!

-66

67. Электричка на Кубинку. Скоро в этом месте будет масштабная перестройка с добавлением ещё двух путей для 4-го диаметра МЦД (Киевско-Горьковского), так что скоро эти фото станут историей.

-67

68. Приветливая локомотивная бригада. Впрочем, в тот день мне повезло и они все поголовно были приветливые!

-68

69. Уехала на Тестовскую в закат.

-69

70. Вид в сторону платформы Беговая.

-70

71. Здесь же уже и громадины Сити попадают в кадр.

-71

72.

-72

73. И ещё вот так.

-73

74. И так.

-74

75. Ну и напоследок встреча двух маршрутов неподалёку от платформы Беговая.

-75

И на этой прекрасной ноте, сегодня я заканчиваю своё повествование. Надеюсь, что вы не устали листать фото и вам было интересно. Ещё раз с наступившими вас, дорогие читатели! Спасибо за внимание и до скорых новых встреч на ж/д и не только. Будьте здоровы и живите богато!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!