Найти тему
ИстПросвет

Старые советские автомобили и их зарубежные прототипы

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! В конце 1920-х - середине 1930-х гг. в Советском Союзе появилось много автомобилей собственного производства. Предлагаю посчитать, сколько моделей было разработано российскими инженерами, а сколько куплено за рубежом и вошло в историю под отечественными брендами. Итак, начнём.

AМО-Ф-15

AМО-Ф-15 (1,5-тонный бортовой грузовик)
AМО-Ф-15 (1,5-тонный бортовой грузовик)

Прототип: Фиат 15 Ter (модель 1912 г.) Фиат оказывал заводу АМО инженерно-конструкторскую помощь в организации производства в 1924-1929 году.

ГАЗ A

ГАЗ A (легковой 5-местный автомобиль)
ГАЗ A (легковой 5-местный автомобиль)

Прототип: Форд Модель A. Оборудование и документация на строительство нового завода и производство машины куплены в 1929 г. у Ford Motor Co. Модель производилась на Горьковском автозаводе с 1932 по 1936 год.

ГАЗ AA "Полуторка"

ГАЗ AA "Полуторка" (1,5-тонный бортовой грузовик)
ГАЗ AA "Полуторка" (1,5-тонный бортовой грузовик)

Прототип: Форд Модель A образца 1930 года. Права на производство куплены в США у фирмы Форд Мотор. Производился с 1932 года. В российских источниках говорится, что после модернизации в 1938 г. грузовик получил 50-сильный мотор ГАЗ-ММ отечественного производства. На самом деле это был фордовский мотор модели В engine.

ГАЗ 410

ГАЗ 410 (1,5-тонный самосвал)
ГАЗ 410 (1,5-тонный самосвал)

Прототип: Форд Модель A. Годы выпуска: 1938-1950.

ГАЗ АА пожарная

ГАЗ AA (пожарный автомобиль)
ГАЗ AA (пожарный автомобиль)

Прототип: Форд. В СССР выпускался с 1932 г. под наименованием ПМГ-1.

ГАЗ М "Эмка"

ГАЗ M-1 ("Эмка") (легковой автомобиль)
ГАЗ M-1 ("Эмка") (легковой автомобиль)

Прототип: Форд Модель 1934 года. Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе. Годы выпуска: 1936-1942. В Интернете ошибочно пишут, что ГАЗ М-1 представлял "второе поколение легковых машин ГАЗ" и был "преемником" модели ГАЗ-А". На самом деле модель была куплена у Форда, как и её предшественницы.

ЗИС 5

ЗИС 5 (2,5-тонный бортовой грузовик)
ЗИС 5 (2,5-тонный бортовой грузовик)

Прототип: Грузовик Модель S.A. Производитель: Американская компания Autocar Company. Первая партия была собрана в 1933 году. Производство продолжалось до 1958 года. Модель претерпела множество модификаций.

ЗИС 101 (престижный пассажирский автомобиль)

ЗИС 101 (пассажирский автомобиль)
ЗИС 101 (пассажирский автомобиль)

Прототип: автомобиль высшего среднего класса американской фирмы Бадд Кo. модели Buick-32-90. Для его производства в 1936 г. по заказу советского правительства компания Бадд Кo. переоборудовала завод, принадлежавший некогда компании Рябушинских-Кузнецова.

ЗИС 21 (газогенераторный грузовик)

ЗИС 21, 21 A (газогенераторный грузовик)
ЗИС 21, 21 A (газогенераторный грузовик)

Производился на бывшем заводе компании Рябушинских-Кузнецова, переоборудованном и расширенном А. Дж. Брандтом, компанией Вадд Кo. и Гамильтон Фаундри (Hamilton Foundry).

Время подвести итоги

Как видите, в приведённом списке нет ни одного советского автомобиля, созданного отечественной конструкторской мыслью и построенного на отечественных станках и производственных линиях. Все они были куплены за Западе и, в первую очередь, в США.

Какой вывод из этого следует? Неужели нам нужно посыпать голову пеплом и сгореть от этого факта со стыда? Ни в коей мере. В инжинерно-технологическом плане СССР 1920-1930-х гг. серьёзно отставал от наиболее развитых стран. Поэтому покупка у них передовых технологий была единственно правильным шагом.

А дальше началась история нашего собственного автомобилестроения, завершившаяся тем, что мы по-прежнему предпочитаем иномарки машинам, сделанным собственными руками.