Найти в Дзене
Сергей Мишенёв

Левши в фехтовании. 16 фактов и мифов

«…я буду держать шпагу в левой руке… не думайте, что это облегчит ваше положение: я одинаково свободно действую обеими руками. Это создаст даже некоторое неудобство для вас. Левша очень стесняет противника, когда тот не подготовлен к этому. Я сожалею, что не поставил вас заранее в известность об этом обстоятельстве». Именно такими словами Атос сообщает д`Артаньяну о том, что он

«…я буду держать шпагу в левой руке… не думайте, что это облегчит ваше положение: я одинаково свободно действую обеими руками. Это создаст даже некоторое неудобство для вас. Левша очень стесняет противника, когда тот не подготовлен к этому. Я сожалею, что не поставил вас заранее в известность об этом обстоятельстве». Именно такими словами Атос сообщает д`Артаньяну о том, что он амбидекстр.

Собственно, вот он, Атос в исполнении Вениамина Смехова, готовится доказать свою способность эффективно пользоваться левой рукой.
Собственно, вот он, Атос в исполнении Вениамина Смехова, готовится доказать свою способность эффективно пользоваться левой рукой.

Левши в мире современного фехтования – явления распространенное. Наблюдая крупные соревнования, можно подумать, что число левшей на фехтовальной дорожке составляет до половины всех участников. Но было ли так всегда? Все ли те, кто держит оружие левой рукой – левши? И действительно ли левша такой уж неудобный соперник, как утверждал Александр Дюма?

Итак, факты и мифы.

1. До 70-х годов XX века, количество левшей среди фехтовальщиков было незначительно. Вероятно, около 10 %, что вполне соответствует общей статистики соотношения левшей и правшей.

2. Приблизительно, в начале 70-х, в мире фехтования возобладало мнение, что леворукие спортсмены имеют преимущество на фехтовальной дорожке. С этого момента, левшей в спортивные школы стали брать охотнее. Зачастую, если количество мест было ограничено, тренер предпочитал взять левшу. К настоящему времени, на соревнованиях соотношение левшей и правшей становится все более равным.

3. Существует и совсем крайняя форма фехтовального «левшизма», когда маленьких детей, приходящих в школу фехтования, сразу всех без разбора ставят на левую руку. В Санкт-Петербурге, например, есть один тренер, который придерживается такой политики.

Правда, научных исследований на тему преимущества переученных правшей не проводилось, и упомянутый мною тренер (кстати, выдающийся и авторитетнейший специалист) действует исключительно на основании собственного опыта и интуиции.

4. История фехтования высших достижений знает успешный пример подобной практики. Переученным правшой был великий фехтовальщик, 6-кратный олимпийский чемпион и 13-кратный чемпион Мира Эдоардо Манджаротти. Начальной подготовкой маленького Эдоардо занимался его отец, многократный чемпион Италии Джузеппе Манджаротти. Чтобы сделать стиль фехтования сына неудобным для соперников, отец начал сразу дал ему оружие в левую руку, несмотря на то что сам Эдоардо был выраженным правшой.

Правша Манджаротти овладевает седьмым соединением удерживая шпагу в левой руке.
Правша Манджаротти овладевает седьмым соединением удерживая шпагу в левой руке.

5. Можно найти, кстати, и обратные примеры. Так, раненый в результате поломки оружия в сердце и чудом выживший советский фехтовальщик левша Дмитрий Мильчиков после выздоровления вернулся в спорт, но поменял рабочую руку с левой на правую, чтобы находиться к противнику правым боком, более отдаленным от сердца.

6. На этот счет я слышал совсем странную и, наверняка, ненаучную, теорию, относительно того, что раньше (видимо, речь идет о совсем доисторических временах) вообще все люди были левшами. Но из-за того, что во время боев, с использованием оружия, у левши сердце оказывается слишком близко к противнику, оружие стали брать в правую руку и, постепенно, переучились.

7. Из серии про сердце, чуть более адекватным выглядит мнение, что левши обладают сверх быстрой четвертой защитой (а это действительно так), именно потому, что левая рука рефлекторно защищает драгоценный орган…

8. Впрочем, Давид Абрамович Тышлер (великий спортсмен, тренер и теоретик фехтования), отрицал быстроту «четверки» у левшей, полагая, что речь идет о субъективном зеркальном восприятии правшей.

Давид Абрамович Тышлер.
Давид Абрамович Тышлер.

9. Зато Тышлер отмечает, что левши, в восприятии правшей, фехтуют «неудобно», как бы «коряво», даже если правша просто смотрит на движения левши со стороны. Тышлер также выделяет одно исключение из общего правила: его знаменитый ученик Виктор Кровопусков, будучи левшой, двигался совершенно как правша, и не вызывал никакого зрительского дискомфорта.

Виктор Кровопусков во время боя.
Виктор Кровопусков во время боя.

10. В любом случае, левши фехтуют не так как правши. И дело здесь не только в скорости или неудобстве восприятия. Они действительно фехтуют по-другому.

11. Изданный в 1913 году учебник фехтования на рапирах Шарля Тернана, содержит главу «Фехтование против левшей». Глава это представляет собой один абзац, в котором Карл Ипполитович (именно так называли фехтмейстера в России) пишет о том, что с левшой надо фехтовать как с правшой, учитывая лишь, что орудие у противника находится в левой руке.

Зато следующая глава, «Фехтование против представителя итальянской школы» занимает у Тернана сразу две страницы.

Боевая стойка из учебника Тернана. 1913 г.
Боевая стойка из учебника Тернана. 1913 г.

12. А вот сценическое фехтование, в отличии от спортивного, левшей не приветствует. Более того, как правило, левшей студентов театральных ВУЗов, чаще всего переучивают на правую руку. Причина здесь в том, что актер, будучи не противником другого актера а партнером, не должен быть «неудобным». Актеры, встречающие друг друга на различных театральных сценах и киноплощадках, по умолчанию должны соответствовать некоему двигательному стандарту, привычному и комфортному друг для друга.

13. В этом правиле, конечно, есть масса исключений. Один из наиболее ярких примеров – французский актер Даниэль Отой. Будучи левшой, он исполнил прекрасные фехтовальные сцены в фильмах «Фанфан Тюльпан» и «Горбун». Причем в последнем случае, трудность работы заключалась в особом условии: герой Отоя, обладал особым секретным ударом, которому его обучил герцог де Невер (Венсан Перес), который был правшой. С нетривиальной задачей блестяще справился постановщик фехтовальных сцен Мишель Карлье. Он создал очень интересную и узнаваемую хореографию, которая почти одинаково работала как с левой, так и с правой рукой.

Даниэль Отой в роли Лагардера.
Даниэль Отой в роли Лагардера.

14. Еще более крайний случай, когда левшой оказывается сам постановщик фехтовальных сцен. Именно таким был Владимир Яковлевич Балон, пришедший в мир кино из большого спорта. Широкой публике он, несомненно, хорошо известен по роли де Жюсака в отечественных фильмах о мушкетерах.

Несмотря на свою левостороннюю особенность, Балон поставил большое количество фехтовальных сцен в нескольких фильмах, а также сам сыграл несколько ролей. Как правило – фехтующих злодеев.

Владимир Балон в роли де Жюссака.
Владимир Балон в роли де Жюссака.

15. Что же касается артистического фехтования, имея в виду молодую дисциплину вида спорта, то здесь, в общем то, все равно, левшой является спортсмен или правшой. Однако, помня наблюдения Тышлера, относительно того, что за левшой бывает «неудобно» наблюдать, я бы (скажем, при комплектовании сборной страны) предпочел арт-фехтовальщика правшу. Или амбидекстра.

16. Кстати, об амбидекстрах. Считается, что их в мире около 1%. А по моему субъективному мнению – еще меньше. Я ни разу не видел человека, который мог бы писать или рисовать и правой и левой рукой.

Само слово амбидекстр, переводится с латыни примерно как «обе правые». Но мало кто знает, что кроме амбидекстров, есть еще одна категория людей с зеркальной особенностью нейронных связей. Их называют амбисинистрами. То есть, обе руки у них как левые.

Таких, опять же по моему субъективному мнению, гораздо больше. Например, среди сантехников, электриков, маляров и прочил служителей ремонтно-бытового фронта.

К чему это я… Во время летней пандемии, я начал фехтовать нетипично много. Каждый день и, зачастую, по нескольку часов. За несколько месяцев, мое активное служение Марсу привело меня к латеральному эпикондилиту правого локтя. Я вынужден был взять оружие в левую руку.

Но это уже совсем другая история…