Сегодня шестиконечная звезда, известная под названиями «щит Давида» (магендавид) или «звезда Давида», считается прежде всего символом евреев, но этой традиции меньше двухсот лет. Гексаграмма как орнамент или магический символ встречается у многих народов начиная с древнейших времен, и ничего специфически еврейского в ней изначально не было.
Декоративный орнамент и купеческие клейма
Археологи находили шестиконечные звезды и на минойском Крите, и в ханаанском Гаваоне , и на греческом острове Эгина, и у этрусков, и в Помпеях. Первым известным нам евреем, использовавшим этот знак, был некий Иегошуа бен Асаяху, живший в Сидоне в VII веке до н. э.: до нас дошла его печать с шестиконечной звездой. Хотя таких материальных свидетельств много, никаких современных им текстов, объясняющих значение звезды, не сохранилось. Гексаграмма могла быть и простым декоративным элементом, и астрономическим символом, и защитным магическим знаком, и даже купеческим торговым клеймом. В любом случае ее изображение не было чем-то исключительным: в капернаумской синагоге, построенной в VI веке, она используется как орнамент наряду с пятиконечной звездой и даже свастикой.
Амулеты и защитные печати от демонов
У средневековых мусульман был распространен так называемый амулет «Семи печатей», включающий в том числе рисунок шестиконечной звезды. Все вместе эти печати назывались печатями Соломона. Как минимум с XIII века они начинают встречаться в качестве защитного знака также у иудеев и христиан. И те и другие особо выделяли шестиконечную и пятиконечную звезды и использовали их в магических практиках для защиты от демонов. С этого времени печати Соломона также известны как звезды Соломона.
Защитная магия была широко распространена по всей средневековой Европе. Даже Фома Аквинский признавал защитную силу амулетов — правда, только вместе с молитвами и цитатами из Священного Писания. А уж обычные монахи и клирики повсеместно изготавливали заклинания с имеющими «волшебную» силу рисунками и продавали их или давали в аренду мирянам. Например, надпись в часослове XV века, сопровождающая печать с гексаграммой, предписывает читателю использовать ее в качестве амулета в бою: «Тот, кто будет носить печать Соломона на себе, не будет захвачен в плен».
При этом звездами Соломона помечали не только христианские амулеты или еврейские мезузы , но и, например, церкви или даже пивные. До сих пор пивную в Баварии или Баден-Вюртемберге можно узнать по вывеске-магендавиду, и тот же знак печатают на подставках для пива. Скорее всего, гексаграмма использовалась пивоварами в качестве талисмана, защищающего заведение от пожаров и других несчастий.
Звезда Соломона и щит Давида
Термин магендавид, или «щит Давида», которым сегодня обозначается шестиконечная звезда, появляется в текстах еврейской мистической традиции с XIII века. В них упоминается некий магический щит царя Давида , выкованный из золота, на котором были выгравированы 72 имени Метатрона . Как и когда именно представление об этом щите оказалось связано с шестиконечной звездой, не совсем понятно. Возможно, на первых изображениях «щита Давида» имена были выложены в виде гексаграммы, что привело к отождествлению двух понятий, и бывшая «звезда Соломона» превратилась в «звезду Давида».
Официальный символ еврейской общины
Отдельные евреи использовали магендавид для своих печатей и личных знаков на протяжении всех Средних веков. Но символом целой еврейской общины звезда Давида стала только в XIV веке, когда император Карл IV даровал пражским евреям привилегию иметь собственный флаг. Первый флаг не сохранился, но копия его, изготовленная в 1716 году, до сих пор находится в пражской синагоге. Со временем звезда Давида все чаще начинает использоваться как официальный символ множества еврейских общин разных городов Центральной и Восточной Европы.
Алхимики, масоны и современные мистики
С XVII века на звезду обратили пристальное внимание алхимики. Они разделяли гексаграмму на два треугольника. Первый, указывающий острием вверх, означал огонь, позитивный аспект серы (сульфура); второй — воду, негативный аспект ртути. Их соединение символизировало полноту бытия, философский камень. Масоны в XVIII–XIX веках использовали шестиконечную звезду, например, в ритуалах посвящения как символ единства человека и всего мира, микрокосма и макрокосма. Позже такое толкование было взято за основу представителями мистических течений, а также в масскультуре: например, в центре эмблемы Теософского общества, по мысли его основательницы Елены Блаватской, двойной треугольник изображает «макрокосм или проявленную Вселенную», а у Дэна Брауна в романе «Код да Винчи» два треугольника символизируют мужское и женское начало.