Продолжаю обзор двадцати книг, прочитанных в 2020 году.
***
Джонатан Коу. «Дом сна»
Не совершай мою ошибку, не доверяй посулам «интеллектуальной головоломки» и «бесконечно красивой сюжетной мозаики». Стоит иметь в виду, что Коу затевал этот роман «как исключительно юмористическое произведение» с намерением отдохнуть от творческого напряжения. Нелепо упрекать книгу за то, что не оправдала чьих-то ожиданий — особенно если у автора и в мыслях не было удовлетворять утончённые вкусы. Окей, никаких упрёков.
***
Анонимный автор. «Как я стала герцогиней Голдблатт: личные воспоминания»
От женщины внезапно уходит муж. Издательство, где она работает, вот-вот прекратит своё существование. Новый дом, который должен был стать символом большого семейного счастья, превращается в ипотечный Титаник. Знакомые отворачиваются, друзья уклоняются. Хуже всего — разлука с ребёнком в дни, назначенные бывшему мужу; мозг погружается в оцепенение депрессии. Чтобы отвлечься от скуки вынужденного безделья в последние дни перед увольнением, женщина просит коллегу помочь ей зарегистрироваться в соцсети. Выясняется, что присутствовать там анонимно в качестве молчаливого наблюдателя чужих жизней не получится: на то она и социальная сеть. Так рождается Герцогиня Голдблатт — вымышленная личность с неподдельным даром укреплять человеческие души.
После неудачного воплощения в самой большой соцсети, Герцогиня Голдблатт поселилась в твиттере. Здесь Её Светлость ежедневно озаряет растущее общество почитателей живительным светом Своей харизмы. В излучении Её бесплотного существа волшебным образом соединились: аристократическое сознание собственного достоинства, радушное панибратство, благосклонное принятие знаков почтения в свой адрес, неутомимая изобретательность в выражении сочувствия, поддержки и симпатии, а главное — неподражаемый психоделический юмор.
Феноменальная вещь! Доказательство того, что доброкачественная человеческая природа первична и необорима по отношению к культурной среде, которую мы же и порождаем. Интернет — новая плодородная почва человечности; она не грозит нам вырождением, покуда хорошего в нас больше, чем плохого. (Рутгер Брегман одобрительно кивает.)
***
Александр Стесин. «Нью-Йоркский обход»
Похоже, многих разочаровывает вторая часть «травелога», где автор переносит читателя из американских штатов в индийские. Особенно финал, возносящийся в стратосферу философских абстракций. Меня, наоборот, больше зацепил восточный колорит. А что касается неудобоваримого философского десерта — не будем забывать о подобающем хозяину (автору) уважении, поблагодарим за изысканное пиршество и не станем опускаться до брюзжания по поводу питательных свойств непривычного нам кушанья.
***
Жан-Поль Дюбуа. «Каждый обживает этот мир по-своему», немецкий перевод Nathalie Mälzer, Uta Rüenauver
В феврале 2021 французскому писателю Жану-Полю Дюбуа исполнится 71 год. Много лет проработав журналистом, он повидал мир, но всю жизнь оставался жильцом родного дома в Тулузе. На написание романа — коих у автора более двух десятков — Дюбуа отводит себе месяц, неизменно март: в нём тридцать один день и часто идут дожди.
«Каждый обживает этот мир по-своему» вознёс писателя на вершину успеха: в 2019 году работа была удостоена Гонкуровской премии. Это в целом спокойная, проникнутая светлой меланхолией история «маленького человека». В начале романа мы застаём главного персонажа в Монреальской тюрьме. По мере того как неспешно разворачивается повествование о предшествующих событиях жизни сына датского пастора и хозяйки кинотеатра с крайне либеральными убеждениями, в голове читателя нарастает гул невысказанного вопроса: что, чёрт подери, привело этого безобидного малого в стены «исправительного» учреждения? Но нет, это не детектив. Это рассказ «о жизни»: об идеалах и их крушении, о семье и одиночестве, о превратностях и закономерностях судьбы, о людских характерах и о мотоциклах «Харлей».
***
Николай Кукушкин. «Хлопок одной ладонью»
Безоговорочный шедевр научно-популярной литературы! Очень рад, что встретил эту книгу. Надеюсь, автор ещё не раз порадует ясным, увлекательным и задорным описанием жизни, взятой в масштабах, захватывающих дух.
***
Иэн Рейд. «Думаю, как всё закончить»
Дело было так. Взялся смотреть фильм Чарли Кауфмана по этой книге. (В списке лучших картин 2020 по версии Metacritic, и один из топовых фильмов года в рейтинге Rottentomatoes, если это что-то решает.) Не досмотрел — бросил. Но что-то (настроение, причуда ассоциативного мышления, магия актёрского исполнения?) запало в душу. Стал наводить справки о литературной основе. В результате скачал аудио-книгу и не пожалел.
Текст, как и фильм, до самого финала прячется за ложными масками жанровой принадлежности (романтическая драма? роуд-муви? хоррор? мистический триллер?). Но когда в конце концов смысл происходящего становится понятен (если становится — зависит от читателя/зрителя), возникает желание перечитать-переслушать-пересмотреть.
Произведение исключительного художественного достоинства для ограниченного круга ценителей, который определяется не столько интеллектуальным превосходством, сколько содержанием жизненного опыта и совпадением темперамента.
***
Даниэль Канеман. «Думай медленно, решай быстро», в переводе на немецкий Торстена Шмидта
Подозреваю, что среди сотен тысяч читателей, поставивших этой книге щедрые пять звёзд, есть те, кто постеснялся влепить трояк Нобелевскому лауреату. И, кстати, ха-ха, стал жертвой одного из когнитивных искажений, описанных почтенным автором — попросту поддался стадному инстинкту.
Автор, которому, очевидно, некуда спешить, на шестистах страницах описывает курьёзное устройство нашего когнитивного аппарата. Познавательно, но занудно.
***
Кэ Темпист. «О связи»
Автору этой книги будет посвящён мой следующий специальный материал. Терпи пока.
***
Дженнифер Даудна, Сэмюэл Стенберг. «Трещина в мироздании. Редактирование генома: невероятная технология, способная управлять эволюцией», перевод Светланы Ястребовой
Ещё один Нобелевский лауреат и ещё одна, увы, суховатая, перегруженная техническими деталями книга. С одним важным отличием (звучит заносчиво, я знаю): изобретение госпожи Даудны и её команды будет иметь несравненно более серьёзное влияние на историю жизни на Земле, чем изыскания господина Канемана и его коллег. Незаинтересованному в деталях любителю книгу вполне заменит короткое выступление Дженнифер Даудны на конференции TED (русская озвучка).
***
Даниэль Кельманн. «Тиль»
Кельманну удалось живое, убедительное историческое полотно узловой точки европейской истории — Тридцатилетней войны. Образ легендарного скомороха Тиля Уленшпигеля — связующая нить цепочки ярких персонажей, наполнивших эту увлекательную драму.
Сцена с незадачливым королём, у которого не осталось ничего, кроме чувства собственного достоинства, стала для меня одним из самых проникновенных художественных впечатлений года 2020.
***