У моего сына есть приятель-одноклассник Вова. Не могу сказать, что приятель очень близкий, но несколько раз они приходили к нам в гости, и мы бывали у них. Живут мальчишки далеко друг от друга, Вова в новом микрорайоне, куда общественный транспорт еще не пустили и пешком надо идти по строящейся дороге. У Вовы есть младший брат, которому пять лет. И вот буквально вчера звонит мне Полина, мама Вовы, и предлагает сегодня пойти с мальчишками на пруды, кататься с горки на ватрушке. Договорились, что встречаемся на прудах в 11 часов, мол, каждый приезжает сам, а там найдемся. Сразу предупредила, что максимум до 12 часов мы сможем покататься, потом уедем, так как у нас тренировки. Сказать, что сын обрадовался возможности пообщаться с приятелем, покататься с ним с горки – ничего не сказать.
И вот вечером мы мотаемся за нашей ватрушкой на дачу к брату, куда увезли ее, потому что в квартире ее держать негде, естественно, сначала съездив к брату за ключами от дачи, а потом завезя ему их. Утром, встав пораньше, организовываем завтрак всем, быстро изобретаем обед и, проинструктировав мужчин, когда и что выключать, уезжаем на горку. Вовы там еще нет, хотя мы опаздываем на пять минут. Ну, ничего страшного, значит, сейчас подъедет. Сын с радостью скатывает с горы, подпрыгивая на маленьком естественном трамплине, а поднимаясь наверх, спрашивает про Вову. Но Вовы еще нет. Минут через двадцать одиночного катания у сына портится настроение. Он пришел на горку, чтобы встретиться с другом, и просто катание ему быстро надоедает.
Вова с мамой и братом появляются только в одиннадцать сорок, когда мы уже решаем, что пора уходить, сыну скучно и просто кататься уже надоело. Кстати, я уже успела позвонить раз пять Полине за это время, но она так и не подняла трубку ни разу. Вова с братом идут насупленные, а мама сияя улыбкой. Начинает новый этап: совместных катаний и веселья. Я все-таки не выдерживаю и задаю вопрос, что же случилось, почему они так сильно задержались.
- Понимаешь, - все так же улыбаясь, говорит мне Полина, - мальчишки совершенно меня не слушаются, когда надо куда-то собраться. Каждое утро, когда мы собираемся все вместе на работу, в школу и в сад, они просто изводят меня. Вместо того, чтобы быстро поесть и одеться, они начинают игру, бегают по квартире, кричат, раскидывают свои вещи. Я с ними разговаривала, объясняла, что времени нет, что мы постоянно опаздываем, что вечером у них будет куча времени для игр, а сейчас надо все делать быстро, кричала, ругалась, пыталась поднимать их на пятнадцать минут раньше. Ничего не помогает. Все равно все заканчивается одним и тем же: я запихиваю истерящего младшего в одежду, выдав ему поджопник, и помогаю при этом старшему найти раскиданную по всей квартире одежду. В результате мы приезжаем в школу прямо к звонку, в сад прорываемся в закрывающуюся калитку, а на работу я приползаю с опозданием на 10 минут, выжатая, как лимон, и первые полчаса могу только изображать рабочую деятельность. Начальство меня предупредило, что на мое место возьмут другого человека, если опоздания не прекратятся. Каждый вечер я разговариваю с детьми. Мы миллион раз обсуждали, что это плохо, что так делать нельзя, что своим поведением они создают кучу неприятностей мне и себе, потому что Вову постоянно ругает учительница за опоздания (сын мне об этом говорил – это правда). Но ничего не помогает. Я обращалась к психологу. Мне посоветовали организовать для них соревнования: кто быстрее соберется и выдавать победителю приз. Соревнований хватило на неделю, а потом все вернулось к началу. Тогда мне психолог посоветовала подключить старшего к сборам младшего, мол, пусть Вова помогает собирать брата, а я его буду все время хвалить за это. Младший сразу принял это за новую игру. И если раньше он раскидывал одежду Вовы, то теперь он начался раскидывать свою одежду, а Вове бегать за ним надоело за два дня. Потом мне посоветовали сначала собирать одного ребенка, а потом будить и собирать второго. Опять ничего не вышло, потому что пока я собираю второго, первый канючит, что его рано разбудили. Хорошо, что последний месяц они учились на дистанте, а то я бы работу потеряла еще до нового года. Но вот что делать с новой четверти?
До этого момента я искренне сочувствовала Полине и перебирала в уме, что можно еще предложить, как решение ее утреннюю проблему со сборами.
- И вот на одном форуме мне предложили отзеркалить ситуацию детям. И я этим занялась. Пока отлично работает. Надеюсь, что урок они усвоят. Короче, 1 января мы купили билеты в кино на «Коня Юлия», и когда надо было начинать собираться, я занялась своими делами. Они ходили за мной и ныли, что опоздаем, а я точно так же, как и они смеялась и продолжала не спеша одеваться, меняя одежду, краситься… мы опоздали почти на час, посмотрев только хвост. Второго числа мы точно так же поехали в городской парк на детский праздник, успев к его окончанию. Третьего мы точно так же опоздали на мастер-класс «Рождественский ангел» в городской музей. Четвертого нас не пустили на театрализованную экскурсию, потому что она давно уже началась. Пятого мы приехали на кормление белок с дедом Морозом, когда всех белок уже успели основательно накормить и есть они уже в принципе ничего не могли. А вот сегодня опоздали на горку.
- Отлично, - говорю, - Полина, ты все придумала, но почему мой сын должен оставаться в этой истории потерпевшим?
- А он-то почему? – искренне удивляется Полина.
- Хотя бы потому, что он приехал пообщаться с Вовой, покататься с ним с горки, а вместо этого сорок минут маялся и ждал друга. А сейчас нам надо уже уезжать, иначе он опоздает на тренировку. И получается, что мой ребенок вместо нормального часового общения с другом, по которому он соскучился, и на которое он рассчитывал, получит только короткую встречу. Получается, что его только подразнили и все. Вот сейчас мне надо уже говорить ему, что мы уходим, а они только вошли в азарт. Я понимаю твои воспитательные моменты, но почему сейчас мой ребенок из-за этого должен уезжать расстроенным? Неужели ты не могла мне сказать заранее обо всем? Мы бы тогда позвали Мишу с собой. И пока ждали бы вас, мальчишки бы катались вдвоем.
- Честно говоря, я совершенно об этом не подумала. И потом вы все равно на горке были, катались, так неужели скучно было? А если бы вы без нас просто сами приехали, то что-то разве изменилось бы? Ну, и если бы Вова услышал про Мишу, он бы не поехал.
Про Мишу согласна, Миша ребенок с особенностями и кроме моего парня ни с кем в классе больше не сошелся, многих постоянно бьет. Вове то же не раз доставалось от Миши. Но в остальном… То есть для человека нормально сорвать других людей, заставить их перестроить график под себя, только чтобы провести воспитательную работу со своими детьми? И совершенно все равно, что другие дети выступают в этом случае в качестве тренажеров? Совершенно все равно, что они чувствуют, что они расстраиваются, что обманываются их ожидания? Так чем же Полине не нравится поведение Миши, который самоутверждается за счет ее сына, если она точно так же решила использовать в качестве воспитательного средства моего ребенка? Это такая новая форма эгоизма родителей? Или теперь нормально считать за людей только себя и своих детей?
Короче, я в шоке от всей этой ситуации. У меня даже слов не хватает, чтобы выразить весь шквал эмоций. Но больше с Вовой встречаться вне школы мы не будем, кто его знает, что за воспитательные идеи решит реализовывать его мама завтра. А вы считаете нормальной такое поведение Полины? Или это я слишком много требую?