Найти тему
Ирина Казаченко

Перформанс как образ жизни

Первые дни Нового года. Море, солнце, фестиваль, книга, размышления, наблюдения, заметки...

Сейчас я читаю автобиографический роман Марины Абрамович «Пройти сквозь стены». Потрясающая по глубине и искренности книга. Жизнь и судьба этой женщины — глобальный ПЕРФОМАНС длиною в жизнь на стыке времён, эпох, культур и технологий. В своё время, в 60-е годы она шокировала европейскую публику своими выступлениями, на которых часто была обнажена, в жёстком регламенте испытывала возможности своего тела и психики, провоцируя тем самым зрителя на сильные переживания. Она была настолько экстравагантна и экстремальна в своих проявлениях, что ее чаще ненавидели и боялись, чем признавали и понимали. Тем не менее, суть её перфомансов была очень глубоко психологична в своём исследовательском порыве. Основной вопрос, который стоял за всем её таким необычным и скандальным творчеством звучал так: «Насколько низко может пасть человек в случае безнаказанности и насколько высоко он способен взлететь над своей животной природой в случае тотальных ограничений?» Она исследовала в своих работах Пределы. Пределы себя и Пределы публики. Очень интересно… Она не смогла бы стать тем, кем она стала и внести свой вклад в современное искусство, если бы не выросла в тоталитарной стране (Югославия), в тоталитарной семье, если бы не прожила огромное количество психических, социальных и физических испытаний. Её перфомансы всегда оставляли очень глубокое впечатление у зрителя, потому что на бессознательном уровне она погружала свою публику в переживание «грани/предела/пограничныхсостояний» и ставила перед выбором «соучастия в трагедии». Она всегда шла до конца, часто рискуя собственной жизнью, беря на себя полную ответственность за результат, давая официальную расписку перед этим и, при этом доверяя людям, себе и жизни. В те времена, в Европе, а особенно в Восточной Европе не было такого явления как «психологический тренинг». Перфомансы были чуть ли не единственной возможностью интерактивного общения со зрителями. И формат этих мероприятий часто был очень экстравагантный, жёсткий. Требовалась мощная энергия, чтобы вывести аудиторию того времени из жестких стереотипов мышления и восприятия жизни. Марина справлялась с этой задачей отлично.

За последние 50 лет мир очень изменился. Сейчас всё другое. Местами — кардинально. Например, обнаженным телом сегодня никого не удивишь. Тема сексуальности претерпела очень мощную трансформацию. Последние несколько лет фестивальные форматы обретают всё более и более тантрическую окраску. Много молодёжи. Это естественно — любовь во всех её проявлениях, особенно в физическом аспекте, несёт в себе много удовольствия и радости жизни. Лучше так, чем не так. Лучше погружаться в любовь, чем в страдание. Тем не менее, появляется большое количество ведущих, которые создают «тантрические песочницы», в которых экспериментируют с темой близости так, как её понимают сами, из своего личного опыта. Большинство из них создают процессы под себя и свои потребности. Появляется ситуация, в которой мастер-классы с тантрическим уклоном способны нести целительский или развивающий эффект только тогда, когда внутренняя реальность участника в этой теме (сексуальная личная история/травма) подобна или близка к внутренней реальности ведущего. Тогда всё происходит относительно гладко. Во всех остальных случаях — как повезёт. Вопрос удачи в этой теме очень важен, потому что в нашей среде еще пока не сформировалось поколение профессиональных сексологов/психотерапевтов и тренинговый рынок в этой теме еще более хаотичен и местами дик, чем в теме традиционной психологии. Вместе с этим, сейчас намного больше сексуальной раскрепощённости в поведении и контактах в принципе. Совместная обнаженная баня — это нормально. Интимный массаж с незнакомым партнёром — тоже допустимо. Каждому времени — свои испытания, свои задачи и свои новаторы. Если раньше, во времена Марины Абрамович и поколения моих родителей была тенденция всех «закрепостить» и вогнать в «шаблон», то сейчас наоборот — всех «раскрепостить», всех вывести из «шаблона и «освободить». И не смотря на то, что вроде бы цель сейчас по-благородней, чем 50 лет назад, но тот же авторитаризм нет-нет да и проскользнёт в словах пионеров тантрического фронта: «А ты разделась догола? А ты вышла за свои ограничения? А ну-ка давай-ка на йони-массаж, а то слишком уж ты зажатая какая-то...» И вроде бы никто пальцем не тычет и не принуждает, но если раньше было стыдно за обнаженную грудь, то сейчас чаще за прикрытую.

Очень напрашивается одна аналогия:

Представьте, что произошла катастрофа. Пострадало большое количество людей. Сотни тысяч. Те, кто остался жив, находились в этом болезненном событии одновременно, но каждый на своей глубине травмы. Кто-то не выжил. Кого-то собирали по кусочкам. Кто-то потерял руку или ногу и остался с этой потерей на всю жизнь. У кого-то боль от потери близких и страх пережитого настолько изменили его восприятие, что всю оставшуюся жизнь человек проживает один и тот-же день в этом ужасе, защищаясь от этой экстремальной внутренней интенсивности горя снижением эмоциональной чувствительности, снижением слуха, зрения, социальной контактности… А кого-то «пронесло». Бывают такие счастливчики. Они не успели сильно испугаться, никого не потеряли, ушибленной коленке помог быстро приложенный к ранке подорожник, а в чувства привёл стакан воды. А кто-то во время этой катастрофы встретил свою любовь и на таком экстремальном старте родилась счастливая пара… По-разному бывает. Вот и получается, что катастрофу пережили все, но для каждого она была своя, очень разная, с разными последствиями. И если снять фильм о внутренних переживаниях и событиях каждого участника, то получатся разные фильмы. Где-то кардинально разные. С разными исходными данными, с разной внутренней интенсивностью и динамикой, в разных жанрах, выводящие к разным жизненным ценностям и формирующие разное мировоззрение, разную реальность: Евангелие от Иоанна, от Марии, от Фомы, от Петра, от Матфея, от Виктора Григорьевича из 5-го подъезда… Сколько людей — столько историй, столько целостных параллельных реальностей.

Жизнь любого человека — это, в определенном смысле, катастрофа, проводящая каждого участника через испытание жизнью и смертью. Кто-то проживает её тихо, мирно, с принятием и мудростью спокойной долинной реки. Кто-то - с драйвом в залихватском потоке на гребне экстремальной волны, ориентируясь на солнце и веру в свои силы. Таким людям действительно помогает подорожник и достаточно стакана воды для следующего рывка в круговерть событий. Они похожи на полу-богов, потому что едва касаются земли. Некоторые пытаются взять с них пример, уйти от страдания в лёгкость и безстрашие, в любовь и веру и кому-то это удаётся. Но кому-то тяжело, иногда очень тяжело. Кто-то в тонусе и собран, в бойцовской стойке готов к испытаниям, а кто-то не готов и своей судьбой предостерегает остальных, даёт пример «как не надо», если хочешь остаться в живых. Кто-то жертвует собой сознательно. Кто-то — бессознательно. Но это не важно. Любая судьба каждого из нас очень нужна каждому из нас. Потому что мы — ОДНО.

Так получилось в моей жизни, что последние 20 лет я постоянно нахожусь в групповых процессах. То участвую, то организую, то учусь, то обучаю, то в исследовательском формате, то в производственном, то в курирующем, исполнительском, то в управленческом… Огромное количество разных ролей внутри тренинговых форматов. Я наблюдала людей в разных ситуациях и в разных событиях, а многих на протяжении большого количества лет. И сейчас я как никогда отчетливо понимаю: с человеком ничего не может произойти без его воли и без его самостоятельного решения. Все выборы мы всегда делаем сами. Нет жертвы. Нет тирана. Некого спасать и некого преследовать. Каждый из нас выбирает для себя самую практичную целесообразную и эффективную роль для себя в данный момент времени. И внутренний конфликт, который погружает человека в страдание вместо любви заключается только во лжи самому себе. Просто очень страшно признаться самому себе, что ты несчастен. Для многих это значит «потерять лицо», потерпеть поражение, испытать боль сознательно, честно.

Марина Абрамович открыто демонстрировала людям своё глубокое личное несчастье. Она была такой, как есть — с огромным носом, сутулая, ожесточённая и несчастная. Она истязала себя и ничем не прикрывалась. Её смелость потрясает до глубины души. Её жизнь учит быть собой в любых обстоятельствах. И эта реальная обнажённость приводит к парадоксальным и очень простым выводам:

Ни одна реальность не может быть идентична чьей-то другой реальности. У каждого из нас своя «внутренняя катастрофа» и свой набор реабилитационных практик, свой набор «лекарств». Он не может быть универсальным. Никто нам не способен помочь, кроме нас самих. Не существует одной таблетки на всех или одной вакцины от всего. Чтобы помочь себе, прежде всего, нужно:

- дышать в своём ритме

- двигаться в своей интенсивности

- обниматься по искреннему желанию

- уметь защищаться в моменты опасности

- говорить то, что реально хочешь сказать или молчать, если нет импульса говорить

- звучать на своём уникальном тоне и в необходимой для себя громкости

- чувствовать своё живое тело и свою живую душу и не ставить их в конфронтацию друг с другом

- всегда искать тот вариант реальности, в котором твоё тело остаётся здоровым и живым, а твоя душа хочет и любит жить.

Интенсивность изменений нарастает. Старые формы разрушаются, а новые только начинают формироваться каким-то непостижимом образом. Чистый Вселенский перформанс. С Богом!

#gangagiri, #irinakazachenko, #иринаказаченко