6 января 1827 года открылась Военная галерея Зимнего дворца.
Наверняка, многие кто бывал в Санкт-Петербургском Эрмитаже замечали наличие большого количества работ художников на военную тематику. Все это – Военная галерея Зимнего дворца. Здесь и пейзаж, и портрет и батальные сцены. Открылась экспозиция в аккурат на Рождество по новому календарю – 6 января 1827 года. Мероприятие прошло в тожественной обстановке при участии российского императора Николая I с семейством и членов императорского двора. Сама экспозиция представляет собой настоящий художественный и военно-исторический памятник, состоящий из 333 портретов генералов русской армии периода Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.
На сегодняшний день собрание картин состоит из триста тридцати двух портретов военачальников русской армии - участников кампаний 1812-1814 годов. Совершим небольшой исторический экскурс и напомним, что кампания 1812 года, она же именуется Великой Отечественной войной 1812 года началась с вторжения наполеоновской армии в Российскую империю, а закончилась спустя два года взятием Парижа русскими войсками.
Посетив экспозицию Военной галереи можно насладиться величием и строгостью взглядов российских военачальников-героев войны. Среди них благородный Багратион, величественный Кутузов, статный Барклай-де-Толли, подтянутый Тучков, а также Кутайсов, Дохтуров, Ермолов, Неверовский и многие другие славные полководцы-сыны государства российского. Все эти портреты в течении целых девяти лет создавал английский художник Джордж Доу, а помогали ему Александр Поляков и Василий Голике. У многих может возникнуть резонный вопрос: почему такое дело доверили иностранцу, разве не было в то время своих достойных исполнителей? Точного ответа нет до сих пор. Эксперты и историки теряются в догадках и предположениях: то ли император Александр I руководствовался политическими мотивами, выбирая англичанина, то ли перевес в пользу Доу был обусловлен его славой относительно портретов английских генералов, победивших пи Ватерлоо.
Но догадки останутся догадками, а уже весной 1819 года император лично пригласил художника в Санкт-Петербург, пообещав приличный гонорар. Не трудно догадаться, что «творческая элита» того времени крайне враждебно восприняла приезд иностранца, которому доверили возводить, по сути, пантеон русской славы. Но Доу, стоит отдать ему должное, не обращал на какие-то распри. А принялся за дело англичанин со всей ответственностью: по словам очевидцев того времени, трудился Доу вдохновенно и не выходил практически из мастерской: регулярно через пару дней появлялся новый портрет. Доу моментально усваивал суть образа человека, а уже умерших изображал по свидетельствам родных и близких. Всех удивляло с какой поразительной точностью он изображал человека.
Причем использовал Доу большое количество ракурсов: разный взгляд - вверх, вниз, вбок, фас, сзади с поворотом тела, сбоку. Но вскоре он понял, что не сможет такими темпами выполнить заказ в ограниченное время. Так у Доу появились помощники: талантливые молодые мастера - Александр Поляков и Василий Голике.
Звездный час художника настал 25 декабря 1826 года, когда император Николай I со своей семьей и группой генералов, многие из которых изображены на холстах творца, а также зарубежные гости увидели работы Доу. В честь открытия экспозиции части петербургского гарнизона торжественным маршем прошли по площади мимо дворца, а сам Доу был удостоен звания «первого портретного живописца Его Императорского Величества». Картинами Джорджа Доу можно полюбоваться и сейчас, прибыв в Эрмитаж. Здесь не только красота, но и открытые честные лица тех, кто верою и правдою служил своему Отечеству, защитив его в годину войны.
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь с друзьями - статья может быть интересна другим!
Читайте на удобной для вас платформе - Сайт, VK, OK