Найти тему
Свобода во Христе

Счастье

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

Что такое счастье? В фильме «Доживем до понедельника» дан ответ: «Счастье – это когда тебя понимают». Всю историю человечества люди заняты поиском счастья: мифическая страна Эльдорадо, золотоносная Аляска, солнечный остров в лучезарном океане. Однако редко кому удается поселиться на таком острове, и жизнь для многих теряет свой смысл. В связи с этим А.С. Пушкин написал: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Построили ли вы свое счастье? Находитесь ли в стадии его строительства? Как обрести счастье?

«С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк.14:25-27). Что бы вы подумали, если какой-либо человек, подойдя к вам, сказал эти слова? Я бы сразу решил: «Это сектантство. Разве можно пускать своих детей за человеком, делающим такие заявления? Ведь он же разжигает ненависть к родителям, разрушает основы семьи, делает из людей марионеток!»

Если мы не верим, что Иисус Христос – наш Спаситель и что Он имел и право и власть сделать такое заявление, тогда действительно, мы не можем следовать за Ним. Но если, как утверждает Библия, Христос - «сущий над всем Бог» (Рим.9:5), то Его призыв играет решающую роль в нашем спасении.

Как понимать слова Иисуса? Что делать – бросать семьи?

Мы – сами кузнецы своего счастья. Мы строим нашу жизнь. Иисус предлагает оценить ее и посмотреть, что было в ней хорошего, доброго, что служило бы к нашему истинному счастью. Для меня с детства счастьем была жизнь на реке в единении с природой. Каждое лето родители проводили отпуск на берегу Волги или Ветлуги. Но волжских бескрайних песков больше нет, и я сегодня питаю надежду, что Иисус Христос, придя во второй раз на землю, восстановит чистые реки, на которых можно было бы проводить не только две-три недели в году.

С другой стороны видны отрицательные стороны жизни, например, алкоголь. Пирушки, выпивки – это только одни убытки: потеря денег, времени и здоровья. И ничего взамен. Стоит ли жить подобным образом? Большая ли это потеря отказаться от жизни во грехах? Господь призывает оставить ее, возненавидеть ее и возлюбить жизнь в Боге. Христос ставит вопрос ребром: мое греховное «я» или Бог. Кого я выбираю?

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). Почему Спаситель так категоричен? Потому что Он Сам хочет построить нашу жизнь. Построить фундаментально, основательно, чтобы никакие «передряги», никакие лишения, трагедии, никакая боль, никакие соблазны не разрушили наше истинное счастье.

Роль фундамента при строительстве – надежность всего здания. Оно не должно пострадать от грунтовых вод или осадки почвы, от морозов или оттепелей.

На каком фундаменте мы хотим построить свое счастье?

Родители закладывают в нас фундамент, воспитывая нас и заботясь о нашем благополучии. И нам дана заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою». Но родители – это всего лишь люди. Мы видим их грехи, ошибки, несовершенства. У меня заботливый, добрый и чуткий отец. За ним я всегда чувствовал себя как за каменной стеной. В детстве я мечтал: «Хочу быть таким, как мой папа» (когда подобное говорит мой сын, признаюсь, мне очень приятно это слышать). Но мой отец иногда увлекался спиртным. При этом он становился каким-то другим, чужим. Его пристрастие разделяло нас и приносило страдания. Должен ли я быть таким как он?

Один человек хотел стать учеником Иисуса. «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф.8:21-22).

«Мертвецы» - скорее всего, это люди, не имеющие духовного начала, душевные, плотские, не посвятившие себя Богу и не расставшиеся со своими грехами. Сравним эти слова с другими: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10:37-39). О ком это сказано? О духовных мертвецах, не желающих признавать Христа своим Спасителем и Господом. Какими бы они ни были обаятельными и привлекательными, они все-таки мертвы для Царства Божьего. И вопрос теперь стоит так: или я - ученик, последователь и почитатель греховного, падшего, мертвого человека; или я ученик, последователь и почитатель святого, праведного, живого Иисуса Христа. Первое делает меня мертвецом, второе – исполненным жизни. Первое ведет к уничтожению, второе – к бессмертию.

Можем ли мы во всем следовать за человеком? Можем ли формировать свою жизнь и строить свое счастье на примере друзей и родителей? Можем ли совершенствовать свой характер по образу и подобию отца, матери, жены, мужа, братьев, сестер? «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). Иисус ставит вопрос ребром: «На кого ты хочешь быть похожим? Кого выбираешь: человека или Бога?». Следование за человеком, каким бы хорошим и правильным он ни был, рано или поздно заканчивается могилой, потому что все человеческое греховно, а значит смертно. Следование же за святым и бессмертным Спасителем ведет к вечной жизни.

Здесь можно возразить: «А разве нельзя избрать Христа и брать все самое лучшее у людей? Что плохого подражать хорошим людям? Ведь говорит же апостол Павел: «Подражайте, братья, мне» (Флп.3:17)? Да, это так. Но давайте посмотрим, откуда в греховных людях все доброе? Откуда отзывчивость, чуткость, терпение, милосердие, любовь? Кто им дает все это? Только Господь. Видя в людях добрые качества характера, мы видим черты Божьего характера. Если следовать за человеком, как за образцом, эталоном, примером, то мы построим свое счастье на песке. От этого предостерегают нас первая, вторая, третья и четвертая заповеди, а также слова Духа пророчества: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер.17:5). Мы должны строить наш характер только по образу характера Иисуса Христа, видеть в людях, в отце, в матери, в детях, родных, друзьях, в самом себе черты Его характера и отвергнуть все то, что неприглядно и греховно. Только таким путем мы сможем построить наше счастье.

Об этом строительстве Господь рассказывает далее: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее» (Лк.14:28). Не кажется ли вам, что Иисус говорит здесь как прагматик, как бизнесмен или торговец? Он предлагает перед началом нашего строительства оценить наши возможности. Можно сказать на это: «Если так, то лучше уж и вовсе не начинать». О чем здесь говорит Иисус Христос?

Во-первых, о том, что надо посмотреть, что нам дала жизнь без Бога? Достигли ли мы счастья без Спасителя? И стоит ли продолжать подобный образ жизни? Взвесьте, оцените.

Во-вторых, признать, что наших душевных качеств крайне мало для того, чтобы построить настоящее счастье.

И, в-третьих, нельзя останавливаться на полдороги, хромать на оба колена. Нужно отвергнуть или грех, или Христа. Третьего не дано. Сомнения, колебания, нерешительность действуют на руку сатане. «Сомневающийся подобен морской волне - то нахлынет, то отхлынет» (Иак.1:6). Да не думает такой человек, что он достигнет счастья.

«Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк.14:31-35).

Нет сил – проси мира. С кем нам нужно заключить мир? Живя в грехах, мы воюем с Богом. Хватит ли у нас сил сражаться против Всемогущего? Долго ли мы сможем продержаться, воюя с Создателем? «Трудно тебе идти против рожна» (Деян.9:5). И добрая весть заключается в том, что Господь Сам ищет мира, взывая к нам: «Примиритесь с Богом, обратите ваше оружие против греха и искусителя!»

А хватит ли сил бороться с сатаной? Христос предлагает оценить и увидеть, что мы слабы и немощны, что дьявол сильнее, но и ему не устоять перед именем Иисуса Христа. Силой Божьей сатану может победить даже самый слабый человек. «Когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10). Разве это не стоит того, чтобы отдать сердце Иисусу Христу? Разве это не счастье – побеждать всякий соблазн, искушение и грех? Разве это не возвеличивает человека? Благодати и силы Божьей довольно для всех.

Однажды у маленького сына заболел зуб. Отец привел его к двери кабинета стоматолога. Конечно, здесь были и страх, и слезы. Отец постарался обратить внимание сына на выходящих детей: «Посмотри на них, никто уже не боится и не плачет. Туда заходят грустные дети, а выходят веселые. Да ведь это же настоящий кабинет счастья! Зубы становятся здоровыми!» После того как зуб вылечили, врач спросил: «Ну, как?» «Было круто!» - ответил маленький смельчак. Он был полон счастья, что муки закончились.

Христианин – это истинно счастливый человек. Он приходит к Иисусу с болью, а выходит с миром в сердце. Его жизнь становится наполненной смыслом, надеждой, которая непременно осуществится. Иисус – это «кабинет счастья», и ради Него стоит отказаться от греховного образа жизни. Во главу угла построения нашего счастья мы должны поставить Спасителя. Мы во всем видим Его руку, ведущую нас к вечной жизни и к вечному счастью. Ни один человек не может заменить нам Того, Кто ради нас умер на кресте, Кто создал нас, и если мы видим в людях проявление любви, мы должны ясно осознавать, что это любовь Христа, проявленная в том или ином человеке. Благодаря Христу мы и сами начинаем любить всех, а особенно отца, мать, жену, детей. Способность любить окружающих и делать их жизнь радостной – это и есть истинное счастье, которое мы обретаем только в Иисусе Христе.

Что такое счастье? В фильме «Доживем до понедельника» дан ответ: «Счастье – это когда тебя понимают». Всю историю человечества люди заняты поиском счастья: мифическая страна Эльдорадо, золотоносная Аляска, солнечный остров в лучезарном океане. Однако редко кому удается поселиться на таком острове, и жизнь для многих теряет свой смысл. В связи с этим А.С. Пушкин написал: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Построили ли вы свое счастье? Находитесь ли в стадии его строительства? Как обрести счастье?

«С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк.14:25-27). Что бы вы подумали, если какой-либо человек, подойдя к вам, сказал эти слова? Я бы сразу решил: «Это сектантство. Разве можно пускать своих детей за человеком, делающим такие заявления? Ведь он же разжигает ненависть к родителям, разрушает основы семьи, делает из людей марионеток!»

Если мы не верим, что Иисус Христос – наш Спаситель и что Он имел и право и власть сделать такое заявление, тогда действительно, мы не можем следовать за Ним. Но если, как утверждает Библия, Христос - «сущий над всем Бог» (Рим.9:5), то Его призыв играет решающую роль в нашем спасении.

Как понимать слова Иисуса? Что делать – бросать семьи?

Мы – сами кузнецы своего счастья. Мы строим нашу жизнь. Иисус предлагает оценить ее и посмотреть, что было в ней хорошего, доброго, что служило бы к нашему истинному счастью. Для меня с детства счастьем была жизнь на реке в единении с природой. Каждое лето родители проводили отпуск на берегу Волги или Ветлуги. Но волжских бескрайних песков больше нет, и я сегодня питаю надежду, что Иисус Христос, придя во второй раз на землю, восстановит чистые реки, на которых можно было бы проводить не только две-три недели в году.

С другой стороны видны отрицательные стороны жизни, например, алкоголь. Пирушки, выпивки – это только одни убытки: потеря денег, времени и здоровья. И ничего взамен. Стоит ли жить подобным образом? Большая ли это потеря отказаться от жизни во грехах? Господь призывает оставить ее, возненавидеть ее и возлюбить жизнь в Боге. Христос ставит вопрос ребром: мое греховное «я» или Бог. Кого я выбираю?

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). Почему Спаситель так категоричен? Потому что Он Сам хочет построить нашу жизнь. Построить фундаментально, основательно, чтобы никакие «передряги», никакие лишения, трагедии, никакая боль, никакие соблазны не разрушили наше истинное счастье.

Роль фундамента при строительстве – надежность всего здания. Оно не должно пострадать от грунтовых вод или осадки почвы, от морозов или оттепелей.

На каком фундаменте мы хотим построить свое счастье?

Родители закладывают в нас фундамент, воспитывая нас и заботясь о нашем благополучии. И нам дана заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою». Но родители – это всего лишь люди. Мы видим их грехи, ошибки, несовершенства. У меня заботливый, добрый и чуткий отец. За ним я всегда чувствовал себя как за каменной стеной. В детстве я мечтал: «Хочу быть таким, как мой папа» (когда подобное говорит мой сын, признаюсь, мне очень приятно это слышать). Но мой отец иногда увлекался спиртным. При этом он становился каким-то другим, чужим. Его пристрастие разделяло нас и приносило страдания. Должен ли я быть таким как он?

Один человек хотел стать учеником Иисуса. «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф.8:21-22).

«Мертвецы» - скорее всего, это люди, не имеющие духовного начала, душевные, плотские, не посвятившие себя Богу и не расставшиеся со своими грехами. Сравним эти слова с другими: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10:37-39). О ком это сказано? О духовных мертвецах, не желающих признавать Христа своим Спасителем и Господом. Какими бы они ни были обаятельными и привлекательными, они все-таки мертвы для Царства Божьего. И вопрос теперь стоит так: или я - ученик, последователь и почитатель греховного, падшего, мертвого человека; или я ученик, последователь и почитатель святого, праведного, живого Иисуса Христа. Первое делает меня мертвецом, второе – исполненным жизни. Первое ведет к уничтожению, второе – к бессмертию.

Можем ли мы во всем следовать за человеком? Можем ли формировать свою жизнь и строить свое счастье на примере друзей и родителей? Можем ли совершенствовать свой характер по образу и подобию отца, матери, жены, мужа, братьев, сестер? «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). Иисус ставит вопрос ребром: «На кого ты хочешь быть похожим? Кого выбираешь: человека или Бога?». Следование за человеком, каким бы хорошим и правильным он ни был, рано или поздно заканчивается могилой, потому что все человеческое греховно, а значит смертно. Следование же за святым и бессмертным Спасителем ведет к вечной жизни.

Здесь можно возразить: «А разве нельзя избрать Христа и брать все самое лучшее у людей? Что плохого подражать хорошим людям? Ведь говорит же апостол Павел: «Подражайте, братья, мне» (Флп.3:17)? Да, это так. Но давайте посмотрим, откуда в греховных людях все доброе? Откуда отзывчивость, чуткость, терпение, милосердие, любовь? Кто им дает все это? Только Господь. Видя в людях добрые качества характера, мы видим черты Божьего характера. Если следовать за человеком, как за образцом, эталоном, примером, то мы построим свое счастье на песке. От этого предостерегают нас первая, вторая, третья и четвертая заповеди, а также слова Духа пророчества: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер.17:5). Мы должны строить наш характер только по образу характера Иисуса Христа, видеть в людях, в отце, в матери, в детях, родных, друзьях, в самом себе черты Его характера и отвергнуть все то, что неприглядно и греховно. Только таким путем мы сможем построить наше счастье.

Об этом строительстве Господь рассказывает далее: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее» (Лк.14:28). Не кажется ли вам, что Иисус говорит здесь как прагматик, как бизнесмен или торговец? Он предлагает перед началом нашего строительства оценить наши возможности. Можно сказать на это: «Если так, то лучше уж и вовсе не начинать». О чем здесь говорит Иисус Христос?

Во-первых, о том, что надо посмотреть, что нам дала жизнь без Бога? Достигли ли мы счастья без Спасителя? И стоит ли продолжать подобный образ жизни? Взвесьте, оцените.

Во-вторых, признать, что наших душевных качеств крайне мало для того, чтобы построить настоящее счастье.

И, в-третьих, нельзя останавливаться на полдороги, хромать на оба колена. Нужно отвергнуть или грех, или Христа. Третьего не дано. Сомнения, колебания, нерешительность действуют на руку сатане. «Сомневающийся подобен морской волне - то нахлынет, то отхлынет» (Иак.1:6). Да не думает такой человек, что он достигнет счастья.

«Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк.14:31-35).

Нет сил – проси мира. С кем нам нужно заключить мир? Живя в грехах, мы воюем с Богом. Хватит ли у нас сил сражаться против Всемогущего? Долго ли мы сможем продержаться, воюя с Создателем? «Трудно тебе идти против рожна» (Деян.9:5). И добрая весть заключается в том, что Господь Сам ищет мира, взывая к нам: «Примиритесь с Богом, обратите ваше оружие против греха и искусителя!»

А хватит ли сил бороться с сатаной? Христос предлагает оценить и увидеть, что мы слабы и немощны, что дьявол сильнее, но и ему не устоять перед именем Иисуса Христа. Силой Божьей сатану может победить даже самый слабый человек. «Когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10). Разве это не стоит того, чтобы отдать сердце Иисусу Христу? Разве это не счастье – побеждать всякий соблазн, искушение и грех? Разве это не возвеличивает человека? Благодати и силы Божьей довольно для всех.

Однажды у маленького сына заболел зуб. Отец привел его к двери кабинета стоматолога. Конечно, здесь были и страх, и слезы. Отец постарался обратить внимание сына на выходящих детей: «Посмотри на них, никто уже не боится и не плачет. Туда заходят грустные дети, а выходят веселые. Да ведь это же настоящий кабинет счастья! Зубы становятся здоровыми!» После того как зуб вылечили, врач спросил: «Ну, как?» «Было круто!» - ответил маленький смельчак. Он был полон счастья, что муки закончились.

Христианин – это истинно счастливый человек. Он приходит к Иисусу с болью, а выходит с миром в сердце. Его жизнь становится наполненной смыслом, надеждой, которая непременно осуществится. Иисус – это «кабинет счастья», и ради Него стоит отказаться от греховного образа жизни. Во главу угла построения нашего счастья мы должны поставить Спасителя. Мы во всем видим Его руку, ведущую нас к вечной жизни и к вечному счастью.

Ни один человек не может заменить нам Того, Кто ради нас умер на кресте, Кто создал нас, и если мы видим в людях проявление любви, мы должны ясно осознавать, что это любовь Христа, проявленная в том или ином человеке. Благодаря Христу мы и сами начинаем любить всех, а особенно отца, мать, жену, детей. Способность любить окружающих и делать их жизнь радостной – это и есть истинное счастье, которое мы обретаем только в Иисусе Христе.