Фасады ее зданий опровергали законы физики. Ее видение архитектуры пугало и притягивало одновременно, причем не только заказчиков, но и профессионалов. Заха Хадид шла к признанию более 30 лет: ее проекты выигрывали международные архитектурные конкурсы, но инвесторам трудно было согласиться на столь смелые решения. Долгие годы она не могла ничего построить, все ее идеи оставались на бумаге.
Например, выиграв конкурс на строительство Оперного театра в заливе Кардифф, Заха снова столкнулась с сопротивлением заказчика. Тот, узнав имя победителя, аннулировал результаты и назначил новый конкурс. Заха обошла 268 конкурентов и опять выиграла. Тогда заказчик после затяжного конфликта вообще отказался от проекта. Прорыва не получилось.
«Планета на своей собственной орбите», Заха не сделала ни шагу назад. Организовав в Лондоне собственное архитектурное бюро #ZahaHadidArchitects, она восхищала конкурсными предложениями: обитаемый мост над Темзой (1966), перевернутый небоскреб (1994), клуб на вершине горы в Гонконге (1983), центры современного искусства в Огайо (1988) и Риме (1999). В периоды неудач, ее сотрудники едва сводили концы с концами, но не уходили только ради возможности прикоснуться к волшебному миру Захи Хадид с его устройством и абсолютной верой в свою идею.
Несмотря ни на что, она сохранила верность своему принципу: «Архитектура — это не обслуживающая, а формообразующая дисциплина»
Прорыв в общественном сознании про произошел в 1999 году, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати.
Теперь, работая с ведущими домами моды, театрами, проектируя здания по миру, Заха стала одним из самых влиятельных архитекторов XXI века.
🔝 Первая женщина, награжденная Притцкеровской премией.
🔝 в 2008 году Forbes поставил ее на 69-е место в списке «100 самых влиятельных женщин мира»
🔝 в 2010-м #Times определил в сотню самых влиятельных мыслителей
🔝 в 2012 году за заслуги в области архитектуры #zahahadid получила титул дамы-командора ордена Британской империи, что соответствует рыцарскому званию