Найти тему
Law enforcement

Как проверить товарный знак?

Для того, чтобы адекватно оценить вероятность регистрации товарного знака нужно проверить его в публичных источниках. Для начала подойдет обыкновенный поиск в сетях и поисковиках по словесному названию.

Зачастую в сети уже имеются готовые марки, которые пусть фактически не зарегистрированы, но могут послужить препятствием к регистрации знака.

Подобные случаи называются коммерческими обозначениями. Даже при отсутствии государственной регистрации такого обозначения. Субъекты бизнеса всё равно имеют некоторую правовую охрану данного средства индивидуализации. Подобные вопросы спорны, нужно изучать конкретнее каждый случай. Одно то обстоятельство, что какое-то лицо создало, к примеру группу в социальной сети с наименованием схожим с вашим будущим товарным знаком, не даёт прямых оснований иметь возможность препятствовать его гос регистрации.

Если знак является комбинированным и состоит из изображения, можно воспользоваться поиском Яндекс и Google по изображениям, при этом лучше отделить словесные части от графики для лучше релевантности поиска.

Далее нужно проверить знак по публичным базам ФИПС. В интернете есть много источников где можно выполнить поиск по словесному написанию. Если аналогичный знак уже имеется, нужно посмотреть в каких из классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) он зарегистрирован. Возможно сфера ваших услуг или тип товаров не будет задевать спорные классы. Следует помнить о международных соглашениях Российской Федерации. К нашей теме применимы две конвенции. Парижская конвенция по охране промышленной собственности, и Мадридское соглашение о регистрации товарных знаков. Мадридское соглашение подразумевает то, что в любой из стран его участниц (на 2020 год таких стран 55) дается правовая охрана товарному знаку зарегистрированному по международной системе. При регистрации товарного знака обязательно следует это учитывать и производить поиск по базам WIPO.

Авторское право. Зачастую, нанятый дизайнер для работы над товарным знаком, пренебрегает чужим авторским правом заимствуя основную часть чужого логотипа. Часто изображения берутся из публичных "стоков" с изображениями. Даже когда такое изображение куплено за деньги на стоке, не всегда его лицензия разрешает его коммерческое использование. Эксперты ФИПС могут найти спорные объекты авторских прав и запросить подтверждение. При его отсутствии можно получить отказ в регистрации. Более того, правовая охрана на дизайн распространяет свое действие на страны участницы, поименованной выше, Парижской конвенции.

Заявки на товарные знаки. В самом конце следует провести поиск по платным базам ФИПС на предмет схожести находящихся на рассмотрении товарных знаков. Подобные заявки препятствуют регистрации Вашего знака, так как имеют ранний приоритет.

Самой спорной причиной отказа в регистрации товарного знака является схожесть его словесного значения с фирменным наименованием. В соответствии со ст. 1473 ГК Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Вот подобное наименование у фирмы конкурентов будет являться причиной отказа в государственной регистрации вашего знака в области продажи или оказания смежных товаров и услуг.
Фирменное наименование может препятствовать регистрации исключительного права на товарный знак, а вот уже зарегистрированный товарный знак подтянуть как основание для запрета именоваться фирменным наименованием уже подтянуть гораздо сложнее.