Сегодня расскажу вам об одной очень далекой, но очень интересной войне. У нее много названий: Вторая Тихоокеанская, Селитряная война, но самое занятное – война за птичий помет.
Итак: место действия – Южная Америка. Время действия – 70-е годы XIX-го века. Давайте сперва вспомним, что представляла собой Южная Америка в то время. До начала XIX-го столетия почти вся территория континента была испанской колонией, но империя становилась все слабее, заморские владения привыкали решать свои вопросы уже без оглядки на метрополию. Закончил этот праздник жизни Наполеон Бонапарт. Он захватил Испанию, посадил на престол своего брата, чем вызвал взрыв возмущения у латиноамериканских элит, отказ признавать марионеточного правителя, и, как следствие, парад суверенитетов. Спустя несколько лет Наполеона изгнали, законную монархию восстановили, но однажды запущенный процесс уже невозможно было остановить, и к двадцатым годам XIX-го века большая часть испанских колоний обрела независимость. Испанцы пытались было вернуть все обратно, это мероприятие получило название Первая Тихоокеанская война, но тогда бывшие колонии объединились и доступно объяснили метрополии, что им тут больше не рады.
Как хорошо знают жители бывшего СССР, когда вы живете в одном государстве, внутренние границы – простая условность. Но если происходит распад – противоречия обостряются. Именно так произошло и в нашем случае.
Изначально Боливия имела выход к Тихому океану, государству принадлежала провинция Антофагаста, отделенная от основной территории страны пустыней Атакама, местом диким и малонаселенным. Атакама, кстати, считается самым засушливым регионом во всем мире!
Вот и жили Антофагаста и остальная Боливия условно в одном государстве, но на самом деле без серьезных экономических отношений. Антофагаста гораздо больше была связана с двумя другими соседними прибрежными государствами – Чили и Перу. Но до поры до времени всем было наплевать, налоги в Боливию платят, да и ладно.
Надо отметить, что прибрежные скалы Антофагасты изобилуют залежами гуано - разложившимся естественным образом остатками помёта морских птиц и летучих мышей. Субстанция эта была никому особо не интересна, пока в 60-х годах XIX-го века вдруг не выяснилось, что из гуано можно получать селитру – отличное органическое удобрение для сельского хозяйства. Но самое главное, что из селитры можно делать порох…
Немедленно разработкой залежей заинтересовались англичане. Они образовали совместную с чилийцами компанию, договорились с правительством Боливии о возможности практически безвозмездной добычи сырья на их территории и приступили к делу. Вероятнее всего англосаксы просто коррумпировали правящую элиту Боливии, чтобы получить такую жирную концессию, но было понятно, что долго такое положение дел не продлится. Англичане вплотную занялись перевооружением чилийской армии и флота, офицеры чилийской армии учились в лучших английских академиях. Стороны застыли в ожидании бури. И она грянула.
14 февраля 1878 года парламент Боливии принял закон об отмене налоговых льгот для чилийских компаний, добывавших селитру в Антофагасте. Более того, предусматривался пересчет налогов с 1874 года, что, разумеется, вызвало серьезное недовольство чилийского правительства и стоящих за ним англичан. Спустя год боливийцы устали ждать свои деньги и конфисковали имущество крупнейшей англо-чилийской компании, в ответ Чили отправили один военный корабль и без боя взяли столицу Антофагасты, одноименный город, в котором на тот момент более восьмидесяти процентов жителей были чилийцами. Боливия объявила агрессору войну, а спустя месяц в войну, на стороне Боливии вступило Перу, союзник Боливии.
Первым этапом боевых действий стала война на море. Чилийский флот состоял из современных английских кораблей, перуанский сильно ему уступал, а Боливия не имела флота вовсе. В серии небольших боев чилийцам удалось подавить военно-морские силы Перу и они захватили господство на море, что значительно облегчило ведение дальнейших боевых действий.
Несмотря на это, начало сухопутной кампании сложилось для чилийцев не лучшим образом. Напоминаю, что чилийские войска были гораздо лучше оснащены и обучены, но на стороне перуанско-боливийских союзников было подавляющее численное преимущество. 19-го ноября 1879-го года чилийцы нанесли союзникам незначительное поражение близ горы Сан-Франсиско, затем 23-го ноября потерпели сокрушительное поражение близ города Тарапака, где лишились всех своих современных пушек. Однако союзники не смогли развить полученное преимущество и за счет господства на море чилийцы сумели захватить крупные прибрежные перуанские города, основать там базы снабжения, перегруппироваться и 26 мая 1880 года в окрестностях города Такны произошло генеральное сражение той войны. Перуанско-боливийская армия была разбита и бежала, чилийские войска вступили в Такну, и жестоко расправились с дезертирами и местными мирными жителями.
28 мая чилийцы появились в окрестностях последнего подконтрольного перуанцам крупного порта - Арики. C моря город был блокирован чилийской эскадрой. Перуанское командование решило город не сдавать, ибо это было бы равносильно полному поражению в войне. 5 июня началась бомбардировка Арики с суши и моря. Она продолжалась двое суток. 7 июня 1880 года чилийцы начали штурм города и один за другим захватили все укрепления, а не сдавшихся в плен защитников порта расстреляли.
После этого сами чилийцы предложили Перу заключить мир, но обозленные перуанцы наотрез отказались, мирные переговоры провалились, в Перу началась тотальная мобилизация. В середине января 1881-го года чилийские войска разгромили остатки перуанской армии и заняли Лиму, столицу Перу. Чилийцы поставили во главе страны лояльного себе президента, но война на этом не закончилась, верные старым властям отряды продолжали партизанскую войну в горах и джунглях до середины 1883-го года.
В итоге мир был заключен в конце года. Его результатом стала потеря Боливией провинции Антофагаста, за что чилийцы, надо отметить, выплатили Боливии солидное денежное вознаграждение. Перуанцы тоже потеряли ряд приморских провинций, за что тоже получили некоторую денежную компенсацию. Чили полностью победили в войне, приобрели новые территории, богатые ресурсами и утвердили свой статус регионального лидера, а также стали самой длинной и узкой страной в мире. Перу усвоило урок, перевооружило армию, но в вооруженные конфликты старалось больше не вступать. А Боливия до сих пор не может смириться с потерей выхода к морю. Там есть свои военно-морские силы, базирующиеся на озерах и реках, свой адмирал и даже флаг ВМФ, с одиноко стоящей звездой, символизирующей потерянную провинцию Антофагаста. Боливийцы до настоящего времени отмечают общенациональный праздник день ВМФ, во время которого женщины красят ресницы в синий цвет, а детей одевают в тельняшки.
Кстати именно потеря выхода к морю толкнула Боливию к новой войне, теперь уже с Парагваем, где большую роль сыграли русские эмигранты. Об этой войне можно почитать тут.