1,3K подписчиков

Световые инсталляции – главная визитка новогодней Москвы. А как всё начиналось?

Сегодня для нас понятия «новогодние праздники» и «много освещения» практически тождественны. Именно световые инсталляции являются неотъемлемой частью праздничных украшений.

Сейчас современному человеку тяжело представить, что когда-то вся жизнь города практически прекращалась с наступлением темноты, а свет исходил лишь от редких уличных ламп да из окон, а высокие здания же высились темными нагромождениями на фоне освещаемого звездами и луной неба. И сложно представить, что Кремль в ночной Москве еще каких-то 170 лет назад невозможно было разглядеть.

Первое упоминание об украшении городских улиц огнями относится к 1602 году, когда Борис Годунов ждал приезда датского принца, за которого хотел отдать замуж свою дочь Ксению. Дабы покорить жениха, на улицах и площадях города на высоких жаровнях развели яркие костры.

Фото  из интернета
Фото из интернета

Рубеж 17-18 веков отмечается как время рождения искусства фейерверков, когда огню научились придавать цвет. Организация, отвечавшая за огни, находилась в руках артиллерийского ведомства.

В 1730 году на улицах Москвы появились первые масляные фонари уличного освещения на столбах для вечернего освещения Кремля, улиц в Белом и Земляном городе, Немецкой слободе и в Китай-городе.

К концу 18 века центральные улицы Москвы освещали 6 тысяч фонарей, расстояние между ними было по 10 сажен (21 метр). Это были невысокие деревянные столбы, на которые надевался чугунный фонарь со стеклами и дверкой, первоначально в него заливали конопляное масло, от этого пошло название. Для обслуживания фонарей городская казна содержала фонарщиков. Фонари находились на большом расстоянии друг от друга и требовалось много времени, чтобы зажечь их все. Масло было дорогое, поэтому фонари зажигали только в самые темные, безлунные ночи.

Фонарщик. Картинка из интернета
Фонарщик. Картинка из интернета

В 18 и 19 веках в Москве в праздники подсвечивали подъезды домов, в которых собирались гости. Для этого по периметру домов, на подоконниках расставляли бутылочки, в которых горело масло.

В праздничные дни на ведомственных и частных зданиях появлялись многочисленные украшения, состоящие из шкаликов - разноцветных стаканчиков, в которые наливали масло, опускали фитиль и поджигали. Шкалики расставляли на деревянных каркасах, повторяющих формы архитектурных сооружений.

По случаю коронации Александра II таким образом осветили все кремлевские стены и соборы. Очевидцы отмечали, что «весь город был иллюминирован и так по всем местам освещен, что едва ли был хотя один темный переулок». Подготовка к этому эпохальному событию началась еще за три месяца до коронации. На Софийской набережной были сооружены временные электростанции, а к Кремлю протянуты питающие кабели.

В 1860-х годах на смену масляным фонарям пришли керосиновые светильники. У них была похожая конструкция, однако они давали больше света. Современники отмечали, что с появлением керосиновых фонарей Москва приобрела более европейский вид.

В то же время в 1865 году в Москве появились первые газовые фонари, а в 1883 г. на набережной вблизи Кремля поставили электрические светильники. В этот же год по случаю коронации Александра III с помощью электричества осветили площадь у Храма Христа спасителя и Колокольню Ивана Великого. Для осуществления этого было закуплено 3500 ламп накаливания американского ученого Т. Эдисона.

Подсветка Кремля во время коронации Александра III. Фото с сайта ГИМа
Подсветка Кремля во время коронации Александра III. Фото с сайта ГИМа
Вот как описывали это событие газетные репортеры: «В невероятной давке по улицам двигались экипажи знатных сановников и иностранных послов. Как только спустились сумерки, тысячами огней засверкала колокольня Ивана Великого и церковь Василия Блаженного. Башни Кремля украсились яркими электрическими солнцами... На набережной, что напротив Кремля всех занимает какое-то необычайно красивое явление. Это сияет храм Спасителя с электрическими фонарями, зажженными на площади. Он весь светится под лучами электрических солнц».

Шедевром осветительного искусства стала иллюминация Москвы по случаю коронации Николая II в 1896 году. Множеством электрических ламп, напоминающих крупные жемчужины, были украшены Кремль, Большой театр, Городская Дума, множество частных домов.

В 1910 году электрическое освещение было на одной трети московских улиц. До начала 20 века фонари освещали только тротуары, над проезжей частью их не размещали. Приходилось обходиться дополнительными источниками света: витринами, подвесными светильниками у ворот и подъездов жилых домов, магазинов, банков.

В 1912 году был создан специальный отдел, который занимался освещением Москвы. Во время Первой Мировой войны и революции система городского освещения Москвы совсем не развивалась. Ситуация изменилась только в 1930-х годах, когда с улиц исчезли последние газовые фонари и в 1932 году был образован трест «Мосгорсвет».

В 1937 году, к 20-летию Октябрьской революции вечером впервые над Кремлем зажглись рубиновые звезды: для них были разработаны и изготовлены специальные лампы накаливания мощностью 5000 ватт – для больших звезд и 3700 ватт для малых звезд на московском электроламповом заводе (МЭЛЗ).

7 сентября 1947 года Москва торжественно отмечала свой 800-летний юбилей. Все кремлевские стены, башни, центральные мосты по контуру были украшены непрерывными цепочками из огромного количества ламп накаливания. В трудные голодные послевоенные годы праздник был организован с большим размахом. Гуляния, иллюминация, салют, демонстрации и хороводы производили «нужное идеологическое» впечатление на отвыкших от веселой жизни москвичей.

В 1954 году на улицах Москвы появились фонари с люминесцентными и ртутными лампами, на смену которым к 1975 году пришли усовершенствованные светильники с натриевыми лампами высокого давления.

Первые разработки в области светодизайна городской среды в Москве появились в начале 80-х годов, когда архитекторы начали «высвечивать» городские магистрали, центральные площади, подсвечивать общегородские архитектурные доминанты.

Однако эти эксперименты были прерваны в годы перестройки, когда наступило мрачное и темное (в прямом смысле слова) начало 90-х. О праздничном освещении или архитектурной подсветке тогда не думали. Свет фонарей падал лишь на крупные магистрали, а районные улочки и переулки к вечеру погружались в кромешную тьму.

К вопросу столичного светодизайна вернулись на рубеже 21 века. Особое внимание стали уделять подсветке возрождающихся памятников, мостов и автомобильных развязок. Стало очевидно, что к освещению в городе пора подходить комплексно, а подсветка должна быть гармоничной и равномерной.

Для гармоничного внешнего вида столицы в вечернее и ночное время суток в 2007 году была разработана и впоследствии одобрена Правительством Москвы концепция единой светоцветовой среды города. В 2011 году Концепция получила дальнейшее развитие. С этого момента в Москве началось бурное развитие архитектурно-художественной подсветки.

Центральные столичные магистрали получили совершенно новое световое звучание. Это стало возможным благодаря применению в установках архитектурно-художественной подсветки передовых технологий источников света, позволяющих использовать широкую цветовую палитру, создавать неограниченное количество световых композиций, работающих как в статическом, так и в динамическом режиме.

И сегодня мы уже не представляем, что может быть иначе, когда подсвечиваются здания и сооружения, расположенные на основных транспортных магистралях города. А в новогодние праздники город наполняют световые инсталляции, создающие праздничное настроение в зимние лишенные солнца короткие дни.

Подписывайтесь на мой канал и ставьте 👍 статьям, так я пойму, что пишу на актуальные вам темы.