Найти в Дзене
metal_fantik

Все альбомы группы "Ария": от худшего к лучшему

ВВЕДЕНИЕ Всем привет! Общение на новом канале я решил начать с родной сердцу большинства металюг бывшего СССР группы "Ария". Цель этой статьи - сформулировать свое личное отношение к каждой из полноформатных работ этого коллектива, плюс сформировать что-то вроде хит-парада. Главное правило - никаких скидок! Для старых альбомов - на время и стандарты звукозаписи, для новых - на возраст музыкантов и смены составов. Конечно, все написанное - исключительно мое личное, субъективное восприятие, приглашаю всех выражать ваше согласие или несогласие с ним! На момент написания статьи у группы вышло 13 полноформатных альбомов - будем надеяться, что музыканты не остановятся на этом "несчастливом" числе и продолжат радовать фэнов качественным новым материалом. 13. Через все времена (2014) Скажу честно, не обратил внимание на этот альбом в момент выхода, впервые послушал его недавно, когда делал ревизию всех работ Арии. Что в нем такого плохого, что я поставил его на последнее место? Казалось бы, п
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Всем привет! Общение на новом канале я решил начать с родной сердцу большинства металюг бывшего СССР группы "Ария". Цель этой статьи - сформулировать свое личное отношение к каждой из полноформатных работ этого коллектива, плюс сформировать что-то вроде хит-парада. Главное правило - никаких скидок! Для старых альбомов - на время и стандарты звукозаписи, для новых - на возраст музыкантов и смены составов. Конечно, все написанное - исключительно мое личное, субъективное восприятие, приглашаю всех выражать ваше согласие или несогласие с ним! На момент написания статьи у группы вышло 13 полноформатных альбомов - будем надеяться, что музыканты не остановятся на этом "несчастливом" числе и продолжат радовать фэнов качественным новым материалом.

13. Через все времена (2014)

"Боевая" обложка альбома работы Антона Семенова (gloom82)
"Боевая" обложка альбома работы Антона Семенова (gloom82)

Скажу честно, не обратил внимание на этот альбом в момент выхода, впервые послушал его недавно, когда делал ревизию всех работ Арии. Что в нем такого плохого, что я поставил его на последнее место? Казалось бы, приятный, классический "мэйденский" гитарный звук, возвращающий нас во времена "Ночи короче дня", шквал ударных, галопы, прихлопы, вроде ведь все как надо? Открывает альбом достаточно сильный и энергичный трек Через все времена... Постойте! В этот момент моё лицо заливает краска, ибо все еще в памяти недавно переслушанный в 100500-й раз альбом Iron Maiden "Somewhere in Time". Ну, вот как группа, уже не раз отгребавшая от поклонников тяжелой музыки за похожесть некоторых песен на классиков жанра и казалось бы, оставившая подражание в прошлом, могла допустить такое на своем номерном альбоме?! Неужели настолько не хватает своих идей? Ответ мы найдем в остальных песнях альбома - даже выделить особо нечего, на 9 треков - пара-тройка зацепивших ухо мелодий. Главный рифф в Ангелах неба подозрительно напоминает 2 Minutes to Midnight все тех же Железных Дев... Моя реакция после первого прослушивания этого альбома - отбитый фэйспалами лоб. Вторичность, вторичность и еще раз вторичность. Лучший трек: Зов Бездны

12. Феникс (2011)

Эпичный Феникс - одна из лучших работ Лео Хао для Арии
Эпичный Феникс - одна из лучших работ Лео Хао для Арии

С выходом в 2011 "Феникса" Ария окончательно трансформирует свой стиль в power metal. Новый вокалист Михаил Житняков - обладатель потрясающего по силе голоса и широкого вокального диапазона пришел на смену харизматичному Артуру Беркуту и сразу, видимо, второпях записал вокал к новому альбому. При прослушивании "Феникса" то и дело складывается впечатление, будто Михаилу без особых репетиций дали текст, поставили перед стойкой и сказали: пой, соловушка! Более чем в половине песен нет осознанности исполняемого материала, артистичности, харизмы, в конце концов. Есть технически грамотное исполнение, не более. Возможно, для пауэра это и норма, но слышать столь индифферентное исполнение на альбоме Арии - как минимум грустно. В плюс к не самой впечатляющей работе вокалиста мы получили довольно таки бедный с музыкальной точки зрения материал: есть пара-тройка сильных треков, а остальное - проходняк. Черный квадрат и Равновесие сил радуют интересными текстами. Черная легенда - оригинальной структурой, красивым гитарным риффингом и ломаными размерами. На этом, пожалуй, и всё. Главный минус "Феникса" - безликость. Лучший трек: Черная легенда

11. Проклятье морей (2019)

Автор обложки - Эд Юницкий на удивление точно передал настроение альбома
Автор обложки - Эд Юницкий на удивление точно передал настроение альбома

Последний альбом группы на настоящий момент сходу удивляет оформлением, звуком и музыкой. Я бы сказал, что "Проклятье морей" - это как раз та самая "перезагрузка" или, если точнее, ее попытка. Наверное, после позорного "Через все времена", музыканты поняли, что надо что-то менять. Нарочито олдскульный звук гитар, барабанов и глухость общего сведения лично мне зашли. Открывающий трек Гонка за славой в духе лучших арийских боевиков 80-х. Монохромная, мрачная обложка. Житняков в своей лучшей форме, явно прибавил в артистизме и выразительности. Мысли о возрождении легенды проносились в голове на протяжении первых четырех треков! Но, как уже приучила нас группа Ария, огромная продолжительность альбома (1 час 15 минут) вновь в большом количестве заполнена проходным материалом. Очевидно, что музыканты попытались сделать что-то свежее, песни наполнены неожиданными ходами, интересными приемами, вот только расположены они несколько невпопад. "Проклятье морей" можно смело было сократить на треть, а то и вдвое - думаю, что тогда довольных пластинкой было бы куда больше. Главная музыкальная претензия от меня лично - трек Убить дракона. Ужас, еще и клип (кстати, хороший) на нее сняли. Короче говоря, альбом с одной стороны внушает оптимизм, а с другой - опасения. Тем не менее, он точно лучший из "эры" Житнякова, причем лучше "Феникса" и "Через все времена" на голову. Лучший трек: Эра Люцифера

10. Армагеддон (2006)

Обложка Армагеддона работы Лео Хао
Обложка Армагеддона работы Лео Хао

Десятку замыкает "Армагеддон" - альбом с которого я перестал слушать Арию. На момент его выхода группа все еще была под огнем критики недовольных уходом Валерия Кипелова, так еще и весьма смелое и нетипичное оформление альбома у многих отпугнуло на тот момент даже просто желание прослушать данный диск. Музыкальное содержимое так же несколько удручает: здесь на каждый хороший трек приходится минимум по одному проходному. Конечно, не могу не отметить старания Артура Беркута, создающего своим голосом театр одного актера. Но даже все его старания не смогли оживить немного скучный среднетемповый материал, составивший основу этой пластинки. Как и на альбоме "Крещение огнем", музыка больше сконцентрирована на ритмических рисунках, чем на мелодиях, только вот проблема в том, что рисунки эти не столь эпичны и красивы как на "Крещении...". К тому же, вновь вылезли очень похожие на Iron Maiden ходы и риффы. В общем, при большом желании от "Армагеддона" можно получить удовольствие, в нем есть интересные исторические тексты, сильный вокал, несколько доставляющих песен, но на слишком многое придется закрыть глаза. Лучший трек: Последний закат

*Трек с вокалом Михаила Житнякова (Армагеддон. Перезагрузка)

9. С кем ты? (1986)

Инфернальная работа Владислава Провоторова "Космогония № 666" для издания 1994 года. Версия 1986 распространялась без обложки
Инфернальная работа Владислава Провоторова "Космогония № 666" для издания 1994 года. Версия 1986 распространялась без обложки

Наверное, это самый нетипичный и самый переоцененный альбом арийцев. Музыка на "С кем ты?" по большей части состоит из ставших уже на тот момент классическими гитарных риффов в стиле Judas Priest. Обращает на себя внимание неровность в ритм-секции. Партии барабанщика Молчанова звучат несколько неубедительно на фоне виртуозной игры Алика Грановского. Все-таки, и монументальную, медленную и среднетемповую музыку качественно играть тоже нужно уметь. Запись и сведение уже лучше, чем на дебютнике, но все еще сильно не дотягивают до лучших образцов даже своего времени. Валерий Кипелов пока не распелся в полный голос, страдает и динамика вокала: местами он просто проваливается в гитары и текст разобрать становится почти невозможно (спишем это на косяки звукоинженеров). Отличительной чертой лирики на "С кем ты?" является политическая, пропагандистская направленность, будто их сочинял какой-нибудь воинственный председатель колхоза. Напротив, радуют баллада Без тебя, мотивирующая Встань, страх преодолей, заливающаяся соло-гитара в Икаре. Лучший трек: Икар

8. Ночь короче дня (1995)

Сергей Терентьев и грудастая смерть в странной тюремной камере. Автор - Василий Гаврилов
Сергей Терентьев и грудастая смерть в странной тюремной камере. Автор - Василий Гаврилов

Пожалуй, самый ругаемый нефанатами альбом Арии. Сколько копий было сломано на темы "Ангельская пыль - это Wasting love", "Ночь короче дня - это Seventh Son of a Seventh Son" и тд? Не хочу плодить новые holy wars, поэтому просто отмечу тот факт, что данная пластинка самая близкая к творчеству Iron Maiden как в плане звука, так и в плане музыкального материала. Все же, здесь присутствуют и самобытные арийские треки и, если не зацикливаться на схожести с Мейденами - пластинка может доставить много положительных эмоций и удовольствия при прослушивании. Тексты западают в память на счет "раз", аранжировки не вызывают вообще никаких вопросов, как и вокал Валерия Кипелова. Проникновенные Ангельская пыль и Возьми моё сердце, а так же дерзкая Дух войны и эпичная Ночь короче дня составляют мощный костяк этого альбома. В минусы можно занести, конечно, некоторую вторичность и одну из самых нелюбимых песен группы - Уходи, и не возвращайся. Запись на альбоме так же не лучшая, раздражает картонный звук барабанов. Лучший трек: Возьми моё сердце

7. Мания величия (1985)

Опять же, обложка для переиздания авторства Василия и Александра Гавриловых, оригинал был без оформления
Опять же, обложка для переиздания авторства Василия и Александра Гавриловых, оригинал был без оформления

Первый альбом Арии получился ровно таким, каким должен быть дебютник: полным свежих идей, отличной музыки, но при этом совершенно сырым в плане инструментала, записи и концепции. На лицо поиск себя. В общем и целом, "Мания Величия" страдает почти всем тем же, что и "С кем ты?", но сам материал вышел ярче. Песни Тореро, Бивни черных скал Алика Грановского, Волонтёр Холстинина, Мечты Кипелова - врезаются в память и остаются на всю жизнь. Коллектив продемонстрировал мощный творческий потенциал, который полноценно был раскрыт уже на "Герое Асфальта". Лучший трек: Тореро

6. Генератор зла (1998)

Оккультная и очень детализированная обложка работы Юрия Колтыгина
Оккультная и очень детализированная обложка работы Юрия Колтыгина

Зловещую шестерку открывает "Генератор зла". Несмотря на название и оформление, мрака на альбоме не так уж и много. Поражает резкий прогресс в плане звука. Можно сказать, что с этой работой Ария шагнула в новый век звукозаписи. Урок с качеством материала, похоже, тоже был усвоен: в отличие от предшественника, музыканты явно постарались сделать альбом максимально далеким от каких-либо ассоциаций с Iron Maiden или какими бы то ни было другими известными группами. И, должен признать, у них получилось. Эта пластинка стала самобытным, уникальным явлением как в творчестве Арии, так и в российской рок-музыке в целом. Основным "генератором зла" стал Валерий Кипелов с его мрачными нотками, словно для нас действительно поет герой с обложки диска. Артистизм вокалиста - одно из главных достоинств альбома. Мастерство гитаристов, наверное, достигло на "Генераторе зла" своего пика. Соло-партии безупречны, насыщенны новыми, ранее не использовавшимися фишками. Сергей Терентьев как гитарист и звукорежиссер стал тем звеном, которое позволило группе найти себя в современных реалиях. Альбом получился ровным в плане музыки, но как самые сильные песни выделю Обман и Отшельник. Лучший трек: Обман

5. Химера (2001)

Первая обложка для Арии от Лео Хао
Первая обложка для Арии от Лео Хао

Следом пришла "Химера", самый нашумевший диск Арии. Конечно, это связано и с активным промоушеном, ротацией песен на радио и по телевидению. Для меня он запомнился как самый мелодичный и "мэйнстримовый" альбом группы. Пластинка содержит сильный, разнообразный материал, при этом очень хорошо складывающийся в единое целое. Не могу назвать ни одной слабой песни, а вот хитов здесь хватает: Штиль, Небо тебя найдет, Химера, Осколок льда, Вампир. Тексты Елина, удачно разбавили лирическую составляющую, добавив немного социальной тематики. Запись и сведение вновь безупречны. Для Валерия Кипелова с точки зрения вокала этот альбом, пожалуй, не является лучшим, но со своей ролью он справился как всегда на отлично. Вот удивительная вещь - вроде альбом и отличный, придраться не к чему, а переслушивать его спустя годы как то не тянет. Может дело в мэйнстримовости аранжировок? Лучший трек: Штиль

4. Игра с огнём (1989)

Ох, уж эта обложка... Такой альбом ей украсили! Автор Михаил Мушников
Ох, уж эта обложка... Такой альбом ей украсили! Автор Михаил Мушников

Наименее любимый мной из трио "золотых" арийских альбомов "Игра с огнем". Если "Герой Асфальта" и "Кровь за кровь" можно назвать просто написанными в том же стиле, что и Iron Maiden, то этот альбом переступает черту стиля и скорее уже открыто вдохновлен британскими легендами. Собственно, из-за некоторой вторичности он для меня и менее ценен. В плане звука все на уровне - качественно записано, прекрасно сыграно, великолепно спето. Соло-партии пронизывающие и эмоциональные. Тексты песен авторства Маргариты Пушкиной - главная жемчужина этого альбома. Это не просто описания каких-то исторических или фантастических событий, но философские рассуждения в стихах, именно то, что называется лирикой, чего на мой взгляд не хватает современным песням группы, в которых преобладают сюжетные тексты. Из песен концептуально и музыкально выпадает только Дай жару - еще одна ода героическим труженикам-металлистам. Лучший трек: Игра с огнём

3. Крещение огнём (2003)

Обложка от Лео Хао просто дышит эпичностью
Обложка от Лео Хао просто дышит эпичностью

Признаюсь, когда этот альбом только вышел, я не оценивал его настолько высоко. Но он прошел проверку временем и сейчас его можно с уверенностью ставить на один уровень с арийской классикой 80-х. Прекрасный звук, группа сделала еще один шаг вперед в плане записи. Очень эмоциональный, проникновенный вокал Артура Беркута, который, наверняка плотно вникал в тексты "Крещения огнем". Благодаря его артистичности хочется воскликнуть: "Верю!", складывается полное впечатление того, что вокалисту не наплевать на то, о чем он поёт. Ну, и потрясающие песни: бодрый Патриот, эпичная Крещение огнем, спрятанная жемчужина Палач, Там высоко - наравне с Закатом и Возьми моё сердце в числе трех лучших баллад группы. И, конечно, отдельно стоить отметить Колизей - как демонстрацию новых возможностей группы. Это одна из моих любимых песен Арии и однозначно лучшая с точки зрения аранжировки. Стоит упоминания и возвращение барабанщика Максима Удалова. Кто бы что не говорил про Манякина, но Максим абсолютно затмил Александра. Если потерю Кипелова и Терентьева можно назвать ударом, то с барабанщиком скорее наоборот. Более агрессивный и силовой стиль Удалова отлично подошел обновленной группе. Теперь сложно представить кого-то другого за арийской "кухней". Странно, что уровень достигнутый на этом альбоме не удалось развить в новый золотой век Арии. Лучший трек: Колизей

*Трек с вокалом Михаила Житнякова (Крещение огнём. Перезагрузка)

2. Кровь за кровь (1991)

"Сатанинская" обложка полностью соответствует концепции альбома. Художник Василий Гаврилов
"Сатанинская" обложка полностью соответствует концепции альбома. Художник Василий Гаврилов

Мрачность, агрессивность, кровожадность; нечисть, дьявол, смерть, антихрист. Такова тяжелая музыка, таков heavy metal. Однако, при более детальном изучении, альбом "Кровь за кровь" покажется сатанинским лишь неискушенному разуму подростка или уставшей домохозяйки. Под мрачной оберткой и фирменной зловещей подачей Валерия Кипелова скрываются нейтральные тексты про войну, одержимость разными страстями и философские размышления на тему религии. Куда интереснее музыкальная составляющая пластинки! Филигранная гитарная работа, качественные, не однообразные аранжировки и соло, вновь напоминающие об определенной доле родства с Iron Maiden. Дубинин со своим басом развернулся на полную катушку - его вклад в "Кровь за кровь" сложно переоценить. Работой на этом альбоме он закрывает все вопросы насчет потери Алика Грановского. Даже проходной Зомби сыгран так, что хочется слушать снова и снова. Каждый трек и спустя 30 лет после выхода альбома достоин попасть в концертный трек-лист. Классика, ну, что еще сказать? Лучший трек: Кровь за кровь

1. Герой асфальта (1987)

"Герой асфальта" - это альбом-эпоха для отечественного метала. Влияние этого произведения на отечественную сцену сродни влиянию "The Number of the Beast" Мэйденов, "British Steel" Пристов или дебютника Black Sabbath на мировую метал-сцену. Гитаристы всей страны учились по нему играть соло, барабанщики и басисты - держать ритм. Композиторский и исполнительский уровень достигнутый на этой пластинке спустя долгие годы производит все то же неизгладимое впечатление. Стыдно сказать! Проходным номером на этом альбоме выступила гениальная Мертвая зона, которая на любом другом альбоме стала бы жемчужиной! Возможно и к лучшему, что на официальные издания "Мелодии" не попала несколько более слабая Дай руку мне. Длительность альбома без нее всего 38 минут! И этого достаточно, ведь можно поставить на repeat и слушать лучшие песни, без намека на "порожняк", "воду" и затянутость, которыми грешат последние работы арийцев. Это первый альбом группы, где мы слышим полноценный вокал Валерия Кипелова - наконец ему удалось найти свой стиль и по-настоящему раскрыться в коллективе. Песни моментально запоминаются, вплоть до мельчайших деталей соляков. Единственным изъяном пластинки является проваленный гитарный звук - чёс ритм-гитары гудит где-то под басом, совсем далеко и глубоко, впрочем это не так уж и мешает насладиться лучшими песнями группы: На службе силы зла, Герой асфальта, 1100, Улица роз, Баллада о древнерусском войне. Лучший трек: Герой асфальта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спасибо тем, кто дочитал мой обзор до конца! Написано исключительно в познавательных целях и из любви к хорошей музыке, без желания кого-либо обидеть или оскорбить. А какие альбомы Арии вы считаете самыми лучшими и самыми худшими? Пишите! Если понравился мой обзор - предлагайте темы для следующих статей формата "от худшего к лучшему".

Отблагодарить автора за работу можно здесь

#ария #русский рок #легенды русского рока #русский метал #heavy metal #валерий кипелов #артур беркут #михаил житняков #метал музыка