В декабре 1992 году президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ о награждении орденами и медалями работников Внуковского авиапредприятия.
В списке 17 фамилий, и даже не зная обстоятельств подвига, можно понять, что речь идет об экипаже одного большого пассажирского самолета.
К сожалению, уже в момент подписания президентского указа мало кто в России знал об этих людях. Во-первых, события, о которых пойдет речь в нашей статье, произошли еще во времена СССР, а во-вторых, россиян начала 90-х занимали совсем другие проблемы.
Постараемся вспомнить о героях, благодаря которым 365 человек смогли вернуть домой. Тем более, что в этом году исполняется 30 лет подвигу.
Дата 17 марта 1991 навсегда вошла в историю Советского Союза. Именно в этот воскресный день в стране проходил Всесоюзный референдум о сохранении СССР.
Поздно вечером из аэропорта Внуково вылетел пассажирский самолет Ил-86, направлявшийся в Новосибирск. В салоне практически нет пустых кресел – на 350 мест продано 345 билетов. Плюс еще у 20 пассажиров на руках грудные дети. Итого 365 человек.
Ил-86 был крупнейшим пассажирским лайнером отечественного производства. Сегодня самолеты данного типа не используются, их коммерческая эксплуатация закончилась в 2010 году.
Для обслуживания такового монстра требовался и соответствующий экипаж. Вот почему в списке награжденных командир воздушного судна, второй пилот, штурман, бортинженер и 12 бортпроводников и бортпроводниц. 17-м членом экипажа стал опытный летчик Анатолий Экзархо, отправившийся сопровождать экипаж в качестве командира-инструктора. В решающий момент именно он принял на себя командование воздушным судном.
Таким образом, на борту самолета в ту ночь находилось 382 человека. Если бы свершилось злодеяние, задуманное одним неадекватным типом, то произошедшая авиакатастрофа могла стать крупнейшей в отечественной истории и третьей по количеству потерянных жизней в мире. К счастью все обошлось.
Во Внуково на борт самолета поднялся некий Евгений Володин. 26 лет, уроженец Новокузнецка, столяр на тамошней мебельной фабрике. С собой у него дорожная сумка, в которой две бутылки. Тогда на предполетном контроле ни содержимое бутылок, ни их объем никого не интересовали.
18 марта 1991 года в 00:10 минут по московскому времени во время прохождения Ил-86 над территорией Свердловской области Володин встал со своего места и направился к кабине пилота. Из своей сумки он выхватил перевязанные между собой бутылки, поджег фитиль и разбил их прямо в салоне самолета. Внутри емкостей оказалась горючая смесь.
В одно мгновение вспыхнуло огромное пламя. Оно было такой силы, что когда бортинженер открыл дверь кабины, внутрь ворвались языки пламени, а летный экипаж стал задыхаться в клубах дыма. Пришлось надеть кислородные маски, а потом еще долго счищать сажу с окон.
Анатолий Экзархо запросил посадку в свердловском аэропорту Кольцово и доложил о пожаре на борту и частичной потери видимости. По воспоминаниям пилотов слой сажи мешал разглядеть огни аэродрома и два истребителя, которые поднялись с военного аэродрома для сопровождения пассажирского лайнера.
Какое-то время пилоты то ли снижались, то ли падали. Как вспоминает второй пилот Юрий Сытник, управление воздушным судном удалось восстановить буквально за минуту до того, как плановое снижение превратилось бы в неконтролируемое падение.
То, что летчикам удалось посадить огромный лайнер без каких-либо проблем, многие посчитали настоящим чудом.
Но кроме летного экипажа, геройство проявила команда бортпроводников. Парни и девушки пресекли панику на борту, не дали обезумевшим пассажирам бежать в хвост самолета (что неминуемо привело бы к смещению тяжести и сваливанию самолета в пике) и организовали эвакуацию людей в нижнее багажное отделение.
Ну и конечно они стали тушить огонь. Из 17 огнетушителей на борту, 14 к моменту приземления будут пустыми. В борьбе с огнем бортпроводникам помогали несколько офицеров, летевших тем же рейсом. Вот только их имен в списке награжденных нет, если кто знает, пишите.
Самолет приземлился в аэропорту Кольцово в 00:54. Пожар на борту к тому времени уже был потушен. Испуганные, но счастливые люди спокойно выходили из самолета, до конца не осознавая, что пережили второе рождение. Никто не пострадал.
А что с поджигателем? Сразу после брошенной бутылки он забежал в бортовой санузел, закрылся изнутри и находился там до момента приземления. А вот далее версии разнятся.
По официальным сообщениям в советских газетах, поднявшиеся на борт спецназовцы из Свердловска извлекли Володина из его укрытия.
В 2010 году появилось интервью новосибирской газете ветерана КГБ Владимира Попова, в ту ночь летевшего из Москвы в Новосибирск обычным пассажиром. Он рассказал, что лично обезвредил и скрутил Володина еще во время полета, вывел его в Кольцово и сдал там милиционерам. За что его также наградили орденом «За личное мужество».
Указа о награждении Попова я, если честно не нашел, но и не верить уважаемому человеку не могу. Если кто знает подробности истории, пишите в комментариях.
Суда над поджигателем не было. Его признали невменяемым и отправили на принудительное лечение. Хочется верить, что он до сих пор в изоляции.
А героическому экипажу мы должны сказать слова благодарности и восхищения. И обязательно вспоминать их имена.
Понравилась статья, тогда ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ! Я обещаю еще много интересных историй.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: