Найти тему

"Разумеется, рукопись"

Все вокруг можно прочитать как текст, а любой текст есть текст о тексте. В этом смысле, пожалуй, "Имя розы" Умберто Эко - это текст текстов, который разные читатели будут читать по-разному и окажутся, в конечном итоге, одинаково правы. Потому что в этом романе есть несколько реальностей, переплетающихся и - вместе с тем - отдельных друг от друга, как будто бы мы говорим о разных книгах.

Разумеется, детектив. Таинственные убийства в эпоху, когда не было ни камер, ни судебной медицины, ни отпечатков пальцев, расследует бывший инквизитор, монах ордена Св. Франциска и советник императора Людвига Баварского, Вильгельм Баскервильский вместе со своим учеником Адсоном (как по мне, так вполне узнаваемая аналогия с известными всему миру персонажами Артура Конан-Дойла есть авторская ирония над собой и читателем).

Разумеется, исторический роман. Крупный историк-медиевист, севший за печатную машинку, подарил читателю поистине уникальный текст, в котором очень талантливо в историческую канву вписаны вымышленные события - так, что читатель, только озаботившись дополнительно исследованием описываемой эпохи хотя бы в самых общих чертах, может понять, кто из героев есть плод авторской фантазии, а кто действительно был. Сама ритмика текста создает ощущение того, что ты листаешь средневековую хронику, - этот замысел автору удался как нельзя лучше.

Разумеется, Средневековье. Не "Темные века", но детство человечества, к которому мы вынуждены возвращаться, ибо не все вопросы, поставленные еще тогда, сейчас решены. Они вечны и остры, и на них по-разному отвечают герои Умберто Эко. Что есть истина? Что есть ересь (заблуждение)? Почему "простецы" так восприимчивы ко всякого рода заблуждениям? Почему поиск истины используется как метод достижения целей, не имеющих никакого отношения к истине? Можно ли приносить кровавые жертвы истине? Оправдана ли защита истины священной войной за нее?

Разумеется, Слово. Во всем его многообразии и красоте. Текст сложен не только из-за лексики, но и из-за огромного количества интертекстуальных цитаций, по сути, идущего на протяжении всего повествования диалога других книг о книге в книге.

Разумеется, читать. Читать, чтобы думать и находить то, что автор хотел сказать умолчанием, и то, что он не сказал, но мы думаем, будто хотел сказать. Потому что «Книги пишутся не для того, чтоб в них верили, а для того, чтобы их обдумывали".