Найти тему
Капитан Врунгель

# 8 Из жизни работника речного флота. «Семён Васильевич». Часть 3.

Часть 1 здесь

Часть 2 здесь

От Нижнего Новгорода до Саратова погода была плохая - ветер, дождь. На стоянке туристы уезжали на экскурсии. Семён Васильевич – тоже не бездействовал. Всё это время он изучал «врага» - читая купленные книги и доводил свои снасти до ума. На берегу он закупил три катушки толстой лески по 100 метров каждая, крючки, вертлюга, грузила, при этом прихватив из своих запасов ещё и старую гирьку от товарных весом 300 граммов весом (течение в низах Волги достаточно сильное и порою даже груз 150 -200 грамм не держит и «крадет» по дну). Старый алюминиевый спиннинг с инерционной катушкой типа «Невская». Именно на спиннинг, используя его основой бортового фидера, Семён Васильевич и планировал поймать трофейного сома. Крючки закупленные на берегу показались ему маловаты. И Семён Васильевич, в слесарной мастерской судна изготовил несколько тройников, раздобыв у машинной команды электроды диаметром три миллиметра, сплющил каждый на одном из концов, заточил и треугольным надфилем на сплющенных концах проточил бородки, затем загнул жало обстучав на зажатом в тисках сгоне двух дюймовой трубы. Цевьё двух крючков из каждого тройника он обрезал на одном расстоянии, цевьё третьего крючка было чуть длиннее – его кончик он «свернул» в кольцо. Затем сложил крючки через сто двадцать градусов, обмотал тонкой медной проволочкой и пропаял. Паяльником и припоем Семён Иванович, заведомо разжился у радиста судна. Таких тройников он изготовил в количестве трёх штук.

Самодельный тройник на сома
Самодельный тройник на сома

Оставался открытым вопрос, на что ловить трофейного сазана – вопрос был в основе бортовой удочки. В решении данного вопроса ему помог боцман Фёдор Потапов, который был потомственным речником в третьем поколении. И первые его два поколения тоже очень любили рыбалку, чего не было у Фёдора.

Фёдор подсказал Семёну Васильевичу простое в изготовлении бортовое удилище. При этом обозначив, что реально трофейные экземпляры сома ведутся на запах тухлятины (да и сам Семён Васильевич читал это в одной из своих книг).

«Ивановна, тебе пускай с камбуза принесёт обрезки мясца сырого или стейков не доеденных, кинешь у бачков мусорных в ведре пластиковом, оно у тебя на жаре то быстро стухнет. Я тебе бы даже советовал первые часов восемь крышку не закрывать, мухи налетят – опарыши будут. Вобла астраханская очень любит опарышей в виде насадки, а там в городе опарышей днём с огнём не найдёшь или в три дорога – а здесь халява можно сказать» - поделился тайной боцман.

Конструкция самодельной бортовой удочки, представляла из себя следующее: На толщину планширя с запасом для уплотнителя сгибалась в «подкову» металлическая полоса толщиной пять миллиметров шириной и пятьдесят – семьдесят миллиметров длинной. Один край «подковы» при этом был длинной сто миллиметров – заходил под планширь со стороны судна, второй триста – четыреста миллиметров выходил за борт. На конце отступив от края тридцать - пятьдесят миллиметров и ровно по середине, сверлилось сквозное отверстие диаметром пять миллиметров, куда вставлялась упругая металлическая проволока длинной триста миллиметров, свёрнутая по середине в несколько оборотов – получалось что-то вроде пружины. К полосе проволока аккуратно приваривалась с обоих сторон полосы - электрической сваркой. Если крепить без отверстия – то получалось не надёжно. На втором конце крепился крепкий кусок плотной резины, с прорезью по середине – в прорезь вставлялась, зажимаясь леска. Резину обычно использовали из старых кранцев.

Кра́нец — подкладка, которую кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт, служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна. Раньше кранцы были плетённые из верёвок, но в дальнейшем они были вытеснены надутыми воздухом резиновыми шарами или цилиндрами.
Кра́нец — подкладка, которую кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт, служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна. Раньше кранцы были плетённые из верёвок, но в дальнейшем они были вытеснены надутыми воздухом резиновыми шарами или цилиндрами.

Получалось, что удочка крепилась на планширь по принципу скрепки
на бумагу. Те места, где удочка соприкасалась с планширем, обматывали изолентой, дабы не царапать планширь. Для более жёсткой фиксации изготавливался деревянный клин, который вставлялся в зазор между планширем и полосой. Удочка обычно пряталась, где ни будь на корме
в аварийном снабжении. Остальное устройство и принцип ловли такой удочки состоял в следующем: леска, порядка метров пятьдесят - семьдесят с несколькими крючками и грузилом на конце связанные по принципу донки наматывалась на мотовило и так хранилась. При рыбалке леска разматывалась, забрасывалась, ставилась бортовая удочка, в прорезь на резинке вставлялась леска, мотовило лежало на палубе. При поклёвке стальная проволока работала как сторожок, выводить рыбу приходилось руками, при серьёзных экземплярах приходилось одевать перчатки – иначе был шанс порезать руки.

Пример самодельной бортовой удочки
Пример самодельной бортовой удочки

Изготовить такую снасть Семён Васильевичу не составило труда. Семён Васильевич, был готов к рыбалке. И пока тешил, себя поймав в Саратове и Волгограде небольшое количество бычков. Хотя даже быв занятым, Семён Васильевич уже начинал скучать по даче и судовая жизнь начинала надоедать.

Продолжение следует... Часть 4 здесь.

P.S: Лайки и подписки в Дзене, мотивируют изложить Вам больше о жизни речного флота.