С детства мечтал побывать в Узбекистане. Величественные минареты, утопающие в зелени шахские дворцы, шумные восточные базары, уютные чайханы с расстеленными в тени раскидистых вековых чинар ковриками, ну и конечно загадочные восточные красавицы с гибким станом, стройные как газели, с черными, как смоль, волосами и прожигающим до самых печенок взглядом. Воображение подростка рисовало яркие картины по страницам великолепно написанных книг. И нельзя сказать, что мечта эта была несбыточной, ведь тогда мы жили в одной стране с гордым названием СССР. Достигнув совершеннолетия вполне можно было ее осуществить, завербовавшись в студенческий стройотряд, или просто купив билет на самолет, доступный даже студентам, провести там каникулы или отпуск. Но через несколько лет после наступления моего совершеннолетия страна была разрушена и началось ее разграбление. Стало не до путешествий. Кроме того, я узнал, что у газелей на самом деле ноги тонкие и кривые. А служба в Советской Армии позволила мне пообщаться с людьми, населявшими страну моих мечтаний, и очарование детских впечатлений померкло. Желание ехать к шахерезадам пропало на долгие-долгие годы.
И это вовсе не потому, что узбеки все как один были какие-то нехорошие люди. Нет, большинство из них были нормальными парнями, в основном из сельских районов. С некоторыми из них мы даже стали почти друзьями и, готовясь к дембелю, они совершенно искренне приглашали в гости. Отвращало другое. Относясь ко мне как к другу, в целом русских они не любили. Не могу сказать, что ненавидели. Именно не любили, и если выдавалась возможность каким-то образом русского унизить, этой возможностью не пренебрегали. Те, кто служил в Советской Армии, знают, что среди своего призыва все одинаковы, все равны. Для старших призывов все они салаги, душары, духи, штрибаны и так далее. Но если для русских «дедов» все «салаги» одинаковы, то вот для нацменов это уравнение уже не срабатывало. Со стороны нацменских «дедов» к русским всегда строгостей и придирок было больше. Тогда я это не анализировал. Другие были времена. Просто принимал как данность, хотя и удивляло это. Лишь однажды спросил у сослуживца чеченца о причине его неприязни к русским. То, что он мне поведал не повергло меня в шок, я просто этому не поверил. Советская школа не информировала нас о переселениях народов в Советском Союзе. В учебниках ничего не рассказывалось о народах - «предателях», о причинах, по которым целые народы в считанные часы срывались с мест и расселялись на неосвоенных просторах страны. Поэтому, информация чеченца о высылке его тейпа в Казахстан в одно ухо вошла, в другое вышла. Изучать вопрос было некогда. Та армия была не эта. К тому же тот чеченец, когда я уходил на дембель, записал мне свой адрес – приезжай, мол, в гости. Жил он в Грозном, в котором мне довелось побывать через 15 лет, но не в качестве гостя. Так что все было по-другому.
И вдруг, в роковые девяностые выяснилось, что русские, оказывается, были угнетателями, оккупантами, душителями свобод и национального самосознания узбеков, таджиков, грузин и прочих народов СССР. Что все эти разговоры о дружбе народов, интернационализме – все это фикция. Россия - душитель свобод!!! И хотя прошло уже почти тридцать лет после разрушения великой страны разговоры об этом не утихают, обвинения в адрес России и русских продолжают звучать, становясь в последнее время все громче и пронзительнее. Так в чем же дело? И так ли оно на самом деле?
Ну, во-первых, для того, чтобы задушить свободу и национальное самосознание, национальную гордость, надо, чтобы все это было в наличии. Во-вторых, необходимо иметь причину сделать это. В-третьих - желание сделать это. Попробуем разобраться.
Продолжение следует.
Если есть что сказать, пишите комментарии, не стесняйтесь.