Продолжение истории о том, что знаменитую московскую тюрьму “Бутырка” могут перестроить в элитную гостиницу. В рунете в связи с этим появились похожие реплики что некоторые российские тюрьмы и в своем нынешнем виде порой напоминают элитные гостиницы: там богатым заключенным за деньги устраивают красивую жизнь.
Но это можно сказать не только о российских тюрьмах - и в предыдущей публикации я уже начал рассказывать об одной из самых знаменитых тюрем в мировой истории: о Бастилии. Даже там за деньги состоятельные заключенные могли устроиться с шиком, обставить свои камеры красивой мебелью. Им разрешалось гулять на башнях, держать слуг - а желающие могли заказывать себе в камеру и музыкантов.
В частности, изысканно и богато обустроил свою камеру маркиз де Сад – автор знаменитых эротических романов тоже сидел в Бастилии. Когда революционеры подступили к тюрьме, именно де Сад сделал из подручных материалов что-то вроде рупора и начал кричать из своего окна: “Сюда! Сюда! Здесь тюремщики убивают заключенных!”
Этими криками он, возможно, помог другим узникам – но не себе. Начальству Бастилии такое поведение маркиза не понравилось, и его срочно перевели в другую тюрьму, где он сидел почти год после того, как узники Бастилии были освобождены восставшим народом.
Но де Сад, возможно, утешался тем, что зато взятие революционерами Бастилии дало свободу одному из самых знаменитых его произведений – “120 дней Содома”. Де Саду в момент перевода в другую тюрьму удалось до традиционного обыска личных вещей спрятать рукопись в углублении в стене своей камеры – и она была найдена после штурма Бастилии. В итоге рынок эротической литературы смог пополниться этим скандальным романом.
Красивая жизнь французских заключенных в Бастилии не была исключением. Как писал журнал Story, за деньги можно было купить красивую жизнь даже в зловещем замке Иф, так живописно описанном в романа “Граф Монте-Кристо” Александра Дюма:
“Дантес встал, посмотрел в ту сторону, куда направлялась лодка, и увидел в ста саженях перед собою черную отвесную скалу, на которой высился мрачный замок… — Боже мой! — вскричал он. — Замок Иф? Зачем мы туда едем?”
А в реальности, как пишет Story, граф де Мирабо, один из узников замка Иф, получил там роскошную камеру - и будущему знаменитому политическому деятелю времен революции даже разрешали устраивать у себя в камере приемы.
В общем, красивая жизнь для богатых заключенных – это в тюрьмах разных стран обычное дело, и Россия тут тоже не исключение. И превращать знаменитые тюрьмы в отели – это тоже старая идея.
Например, в Стокгольме в отель перестроили тюрьму, которая была основана в 1724 году и функционировала до начало ХХ века. В тюрьме устроили музей со сценами из жизни заключенных, а камеры переоборудовали в фешенебельные номера.
В Израиле в пятизвездочный отель превратили крепость XII века в Яффе – она была главной тюрьмой в Палестине в эпоху турецкого правления. А в США в Бостоне подобное превращение случилось с тюрьмой XIX века. Ее закрыли 30 лет назад и сделали из нее гостиницу. Тюремный двор превратили в сад, в которой выходят зарешеченные окна гостиничных номеров.
Что же касается Бутырки, то если ее действительно превратят в гостиницу с музеем, то в музее можно будет устроить специальный раздел - об идее знаменитого Паноптикума английского философа и изобретателя Иеремии Бентама.
В конце XVIII века он опубликовал трактат “Паноптикум, или инспекционное учреждение: описание идеи нового принципа строительства”, в котором сформулировал идею идеальной тюрьмы.
Почему о паноптикуме стоит рассказывать именно в тюремном музее в России? Об этом - в следующей публикации, в продолжении истории об идее Иеремии Бентама.