Новогодние каникулы продолжаются и накануне главного христианского праздника - Рождества, мы продолжаем цикл приятных воспоминаний о самых фееричных, полных приключений и невероятных событий, и встреч празднованиях любимого праздника.
- 1983 год. Я студентка третьего курса художественно-графического факультета БГПУ, тогда Педагогического института. Мы с сокурсниками только что провели великолепный, фантастический карнавал на худграфе, где абсолютно все были в чудесных костюмах. Как нам это удалось? За месяц до праздника мы решили ударить по сознанию других курсов грандиозной рекламой. Мы склеили рулонную бумагу и получили солидную территорию для коллективного творчества, где-то 6 на 3 метра. По этому огромному бумажному полю мы ползали чуть ли не всем курсом, рисуя предстоящую программу и анонсы. Писали и грозные предупреждения насчет отсутствия костюмов. Особо не надеясь на дисциплинированность художников (а зря!), по вечерам клеили цилиндры, лепили фантазийные маски из глины для слепков из папье-маше, другие костюмные детали. Думали их продавать на входе и заодно заработать.
Активной подготовкой к карнавалу мы впечатлили народ так, что закипела работа и в общаге. Фантазия фонтанировала у студентов мощными потоками и результаты получились чрезвычайно веселые и интересные. Милые привидения, восточные красавицы в прозрачных шароварах, шикарные венецианские дамы в золотых масках и шкодливый чертик из "Вечеров на хуторе близ Диканьки"...
Запомнился костюм одного парня, который недавно сломал ногу и ковылял в гипсе. Он обыграл временное увечье и сделал костюм железнодорожного шлагбаума. Оделся полностью в черное (на гипс натянул черное трико), несгибающуюся ногу перебинтовал белыми полосками, а на шею повесил точную шрифтовую копию таблички "Осторожно, шлагбаум!". И даже костыли в общем образе смотрелись вполне органично.
Написали веселый сценарий с массой неожиданных конкурсов, аукционов и выступлений, главным из которых был выход инициативной группы карнавала в цыганских костюмах. Табор задал нужный ритм и необходимый градус настроения. Я, кстати, была матерью табора, пыхтела трубкой и дирижировала эмоциями.
Декан худграфа пришел в гусарском костюме, взятом по знакомству из Оперного. Мундир блестел эполетами, а вот плотные белые колготки снизу с ответственной должностью немного диссонировали и намекали на свое балетное прошлое. Впрочем, у нас был классный декан, который такими мелочами не заморачивался, а подмигивая и подкручивая лихие гусарские усы, иногда намеренно изображал какую-нибудь балетную позицию.
Сарафанное радио разнесло главное условие дресс-кода карнавала по соседним институтам и мы с удовольствием приняли ярких представителей из Института искусств и Авиационного, не поленившихся поработать над карнавальными образами.
Это был самый искренний, искрометный и фееричный карнавал в моей жизни!
Но он прошел за несколько дней до 31 декабря. И нам с лучшей подругой захотелось так же замечательно встретить и сам новый год. Тем более, мы получили приглашение от наших близких друзей из Куйбышевскогр института культуры, которые учились там на хореографическом отделении.
Нас еле-еле отпустили родители, но потом нагрузили всякой едой, чак-чаками и мы на поезде отправились в Куйбышев, ныне Самару.
25 января 2021 года Самара отметит тридцатилетие своего переименования. Именно в этот день 1991 года в Куйбышеве после многочисленных митингов было решено восстановить историческую справедливость и вернуть губернской столице былое и памятное жителям название - Самара.
На съемной квартире друзей вовсю кипела подготовка. В углу устанавливалась великолепная пушистая елочка. Такой идеальной зеленой красавицы я на елочных базарах никогда не встречала. Но елка имела свою криминальную тайну. Как потом оказалось, это была спиленная верхушка от одной из елок города, установленных на площадях... Боже, как мы ругали потом ее добытчика, стыдили за акт вандализма!
Народу в квартирку набилось много и еды могло не хватить. Тут же созрела идея поколядовать. Мы привезли шикарные маски, парни взяли гитары, некоторые надели сценические костюмы и всем табором с большим мешком вышли в подъезд. Соседи с удовольствием слушали песни, восторженно смотрели на пляски, хлопали, но пироги и конфеты сыпались в наш мешочек жидким ручейком. Помню, хореограф из Оренбурга Михаил даже в сердцах воскликнул: " Эх, как было голодным Поволжье, так и остается!" Но что вы хотите - во времена дефицита и пустых полок в магазинах наколядовать стол - трудная задача. Но мы это сделали! Правда, пришлось пройтись еще по нескольким подъездам. Еще пришлось добывать и посуду с ложками-вилками. Попросили у соседей, а там молодая пара. Муж с беременной женой. Говорят: "Ребята, вы такие веселые! Можно мы с вами справим праздник? А мы вам за это все-все дадим- стулья, посуду, даже салаты захватим". Мы, конечно, от такого щедрого предложения не смогли отказаться, правда пришлось захватить еще и стол, так как с местами было туго. С хохотом, шутками и прибаутками еле-еле успели до двенадцати "накрыть поляну". Вилок хватило не всем и их постоянно друг у друга одалживали или под шумок умыкали.
Компания сложилась исключительно творческая: были среди нас будущие артисты, режиссеры, танцоры. Так что усидеть на одном месте было крайне сложно. После часу мы отправились на городскую елку и так там зажгли, что нас искренне умоляли не уходить, когда мы уже сорвались в другое место. Куда? Один из студентов попросил навестить в эту ночь его квартирную хозяйку, старенькую и одинокую бабушку. Очень уж она в гости его с друзьями хоть на часок звала.
Маленький деревянный домик, на столе какое-то пушистое, напоминающее елочку растение, трогательно украшенное шариками и мишурой. Около печки радостно хлопочет с пирогами милая и разговорчивая старушка, душой согреваясь около молодой компании... Мы немного разомлели и притихли, уплетая вкусные пироги и слушая хозяйку, которой так хотелось с кем-нибудь пообщаться хотя бы немножко в Новый год, выговориться. А мы взяли и устроили ей концерт! Для нее одной и спели, и вприсядку наши народники станцевали. И какие же по-детски восхищенные глаза у нее были, как она смеялась и хлопала в ладоши! И так не хотела отпускать! Но у нас были планы и на приближающееся утро. Еще один товарищ попросил зайти и к нему домой, чтобы успокоить родителей и хоть немного посидеть с ними.
Боже! Мы внезапно попали совершенно в другой мир. Папа студента занимал высокую руководящую должность и квартира поразила размерами, обстановкой и сервировкой огромного стола. Было почти пять, но родители не спали, переживая за единственного сына, исчезнувшего накануне, еще в прошлом году, в ночи. Володя нас всех привел, видимо, чтобы самому не попало - не будут же ругаться взрослые люди при посторонних, во-вторых, показать и доказать, что компания студентов у нас интеллигентная, почти трезвая, даже с иногородними гостями. Вон, какие красивые и талантливые художницы из Уфы специально приехали! Каменные лица родителей постепенно оттаяли, они начали с нами знакомиться, позвали к столу и это уже было третье застолье за ту новогоднюю ночь.
Если на первом были проблемы с вилками и тарелками, на втором - все было по пенсионерски скромно, то здесь мерцали изысканные хрустальные фужеры, рядом с изящными фарфоровыми тарелками лежали добротные мельхиоровые ножи и вилки, вино было в красивых импортных бутылках... Нас угощали редкими фруктами и блинчиками с красной и черной икрой. И много чем еще. Мы уже поутихли, устали и чинно пили чай в новой локации. Как будто бы начался третий акт двенадцатичасового спектакля с новой сценографией, героями и декорациями. А потом были шумные проводы нас с Людмилой на вокзал, где в очередной раз специально для нас, уже занявших свои места в купе, прямо на перроне был устроен еще один мини-концерт с прощальными песнями, под которые мы все дружно ревели и смеялись одновременно.
Именно там, у друзей, я познакомилась со своим будущим мужем, который тогда готовился защищать диплом по болгарскому танцу. Именно к его квартирной хозяйке мы тогда ходили и она изо всех сил нахваливала Колю - какой он заботливый и шустрый. И как он ей дрова колет, и полы моет, да еще и угощает иногда на свою стипендию! Может быть, с его стороны это был продуманный рекламный ход? Тогда не было мобильной связи и гаджетов, но каждый день меня ждало письмо в почтовом ящике, на которое я тут же садилась писать ответ... Эх, есть в классике эпистолярных романов нечто, с чем не сравнится нынешняя переписка в соцсетях или письма в электронном ящике. Что? Радость ожидания пухлого конверта, который торопливо рвешь, разные милые сюрпризы вложений: театральные программки, рисунки, листки из отрывного календаря с комментариями по поводу планируемых дат встреч...
Сейчас моя дочь открыла для себя особое звучание виниловых пластинок нашей молодости и непередаваемую прелесть пленочных фотоаппаратов. И очень радовалась открытке, присланной ради прикола подругой из Сочи. Мы же сейчас только виртуальными открытками друг друга поздравляем по WhatsApp.
Все, сделав круг, возвращается?
А через год та же компания гуляла у нас на самой безбашенной и творческой свадьбе в правительственном санатории "Волжский утес" под Сызранью, куда по распределению был направлен мой муж директором Дома культуры. Но это уже совсем другая история...
Эмилия Завричко