Работа над иконой «Рождество Христово» была завершена, как считается, в 1405 году. Она написана на доске, вырубленной из липы. По лицевой стороне иконы в месте соединения досок проходят несколько сквозных трещин, а повреждения от гвоздей заделаны воском и левкасом. Время было беспощадно и к красочному слою: во многих места он сильно истончен и разрушен.
Цвета. Икона «Рождества Христова» относится к праздничному ряду и поэтому написана яркими красками в теплой гамме: преобладают зеленовато-желтые, белые, оливковые тона с киноварными (красного цвета) пятнами. Благодаря цветовому решению образ кажется воздушным, неземным.
Иконография. Икона показывает не только само Рождество, но и благовестие пастырю, волхвов (мудрецов Востока), следующих в Вифлеем по зову звезды, омовение младенца, славословящих ангелов. Добавление к Рождеству всех этих разновременных событий является следованием иконографии, а не самовольным решением или фантазией мастера.
Русь, наследовавшая от Византии православную веру, переняла и её иконописный стиль. Следует отметить, что был он очень догматичен. Некая художественная свобода для иконописца отражалась лишь в том, что он мог творчески располагать все необходимые образы и составляющие. Вот и Андрей Рублев, следуя византийским правилам, дает немного новое композиционное построение. Ангелы у него изображены не только вверху справа, но и возле младенца.
Мастер в своей работе желал достичь полного и глубокого раскрытия смысла события, идеи - боговоплощения. Перед приходом Христа античный мир находился в духовном упадке. Целостности не было ни в обществе в целом, ни в его отдельных классах. Икона, разбита на разные сюжеты, как бы показывает эту разрозненность, разобщенность.
Композиция и персонажи. При взгляде на икону первой отмечаем фигуру Богоматери в центре – она самая крупная. Богородица облачена в багровую ризу или, как её правильно называют, мафорий. Лик Девы Марии спокоен, на нем не видно усталости, ведь чудесное рождение безболезненно для тела, хотя и трудно для человеческого сознания.
В пещере за ложем Богородицы в яслях лежит спеленатый младенец – самая маленькая фигура на иконе. Пещера символизирует темный, греховный мир людей, в который входит Бог, поэтому на иконе она заменила хлев. Белоснежное одеяние новорожденного резко контрастирует с чернотой пещеры. Яслями Христу служит кормушка для животных – на иконе видно, как над ним уже склонились вол и осёл.
На фигурку Христа указывает Вифлеемская звезда. За этой необычной звездой следуют трое волхвов, изображенных у Рублева в самом верхнем углу слева. Они с помощью наук вычисли время рождения Мессии. Проделав длинный путь, мудрецы пришли к младенцу с дарами: золотом, ладаном и смирной. Каждый подарок не случаен: золото символизирует Царя, ладан – Бога, а смирна – человека, которому надлежит умереть. Возраст у волхвов разный: один из них молодой, другой – уже зрелый, третий - старый.
В правом верхнем ряду иконы «Рождество Христово» изображены ангелы, у Рублева их трое. Один из них наклонился и благовествует пастухам о чудесном рождении. Не будучи учеными, в отличие от волхвов, пастухи обретают Бога самым простым способом - в своем сердце. А то, что они изображены уже возле пещеры доказывает – этот путь ещё и самый короткий.
Волхвы и пастухи изображены по разные стороны потому, что они представляют разные народы. Волхвы – языческий, а пастухи – иудейский. Оба они идут к Христу, объединяются и дают начало новому миру – христианскому. Еще одну группу ангелов Рублев помещает прямо возле яслей-кормушки с младенцем, делая из них уже не небесных, а земных участников происходящего. Как Иисус, придя на землю, соединил в своей личности божественное и человеческое, так икона Рождества Христова изображает у Рублева соединение и этих двух миров в одном, обновлённом.
В левом нижнем углу помещен сидящий и размышляющий о чем-то Иосиф-Обручник (формально обручённый муж Марии). Дело в том, что в Израиле женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Вот Рублев и показал размышления, мучающие праведника, который не хочет подвергать Марию позору. Но все мучения разрешает ангел, сообщивший Иосифу, кто есть этот рожденный. Рядом с Иосифом нарисован человек в козлиных шкурах. По поводу этой фигуры имеются разные мнения. Одни исследователи полагают, что это один из пастухов, другие видят в нем сына Иосифа Иакова, третьи – дьявола, искушающий святого, вносящего сомнения в его душу по поводу чистоты Марии.
И, наконец, внизу справа на иконе представлено омовение Младенца Христа, совершаемое двумя женщинами. Сцена напоминает традицию крещения христианских детей.
Оригинал статьи размещен по адресу artchive.ru