Время года и суток не всегда напрямую влияет на сюжет, но часто влияет на внутреннее состояние персонажей, к тому же это одна из величин, которые необходимы для ощущения читателем реальности мира. Есть и другие факторы: место действия, условия, в которых происходит событие, время дня. Поэтому вот несколько вопросов, которые необходимо держать в голове: где? как? когда? при каких условиях? — эти вопросы должны раскрываться в любой сцене, либо следовать из предыдущих, потому как временные, пространственные и пр. рамки вводятся для ориентации в выдуманном мире.
Даже если у нас нет задачи отрезать персонажей от цивилизации с помощью метели или поджарить кого-то на ярком полуденном солнце, необходимо намекать на время действия, иначе мы рискуем не только поставить под сомнение реальность происходящего, но и запутать себя самого, как писателя, особенно если произведение имеет нелинейный сюжет или автор пишет сцены не подряд, а вразброс.
Иногда писатель настолько увлекается повествованием, что забывает указать время года в начале сцены или эпизода, поэтому когда где-то в середине он вводит сцену со снеговиком или катанием на санках, а до этого показывал лето, для читателя это будет неприятным сюрпризом. Это как ввести персонажа, и только в середине книги сказать, что он смуглый брюнет, хотя читатель уже вообразил его голубоглазым блондином.
Наш мозг гораздо хуже улавливает перемены, если они указаны как простая формальность. По сути здесь работает всеми нами любимое правило «не рассказывай, показывай». Поэтому, если вместо того, чтобы показать как опала листва и захрустели морозы, автор говорит «Прошло три месяца», читатель может просто не заметить перемен, пропустить, не обратить внимания. Ему необходимо визуализировать образ. Так в сознании читателя мы и закрепляем изменение временных рамок.
Время отображает внешние и внутренние изменения персонажей, а также факторы, влияющие на них извне. Мы можем пропускать значительный период времени потому, что он не имеет большой значимости для истории и заострять внимание читателя на ключевых моментах, или же намеренно опускать определенный жизненный этап героев, дабы сохранить интригу и раскрыть её по мере продвижения в глубь истории от имени конкретного персонажа, но факт остаётся фактом: любой временной отрезок важен, даже если он намеренно пропущен автором. Читатель должен понимать, для чего писатель пошёл на такой ход.
Для автора, читателя и героя время течёт по-разному. Читатель видит только то, что ему показывают, автор же должен видеть полную картину событий, происходящих с героем, независимо от того, понадобится ли эта информация для истории или нет. Герой же живёт только в указанных рамках, но должен меняться внутренне по прошествии времени, даже если автор пытается донести, что всё время, пока герой отсутствовал на страницах книги, он занимался простой рутиной. Отсутствие перемен рождает перемены внутренние. Если герой ничего не делал столько времени, внутри него должен родиться конфликт, который побудит его к действию или к переменам, либо побудит внешние обстоятельства воздействовать на персонажа. По сути даже бездействие должно родить конфликт, ибо любое авторское решение так или иначе должно влиять на историю.
По мере продвижения по истории мы можем растягивать время или же напротив, заставлять его нестись, ускоряя сцену. Всё зависит от того, насколько важна сцена, насколько она насыщена действием, событиями, и вообще, стоит ли сцена внимания читателя. Особо драматичные сцены можно ставить на долгую выдержку. Смерть, расставание, болезни и т. п. Эти сцены могут сопровождаться внутренними терзаниями, мыслями, медленным и неторопливым повествованием для того, чтобы дать прочувствовать момент. По сути в жизни подобная сцена может длиться пару секунд, но для читателя она растянется на несколько абзацев или даже страниц. Сцены описания характеризуются множеством прилагательных и наречий, а также длинными предложениями, благодаря чему время замирает. Читатель наслаждается красотами.
Экшн-сцены наоборот должны быть стремительными: короткие и даже рваные предложения, маленькие абзацы. Множество глаголов даёт прочувствовать быстроту события. Описания, внутренние терзания и мысли здесь обычно лишние. Также сцену значительно ускоряет перенос действия в настоящее время. Не «он ударил и побежал», а «он бьёт и бежит». Таким образом достигается эффект присутствия: действие происходит здесь и сейчас. Время для читателя ускоряется. Не забывайте и про образные глаголы: «рванул, вскочил, метнул...», вместо безликих «побежал, поднялся, бросил...».
Также прекрасным инструментом управления историей является скачок во времени: флэшбек и флэшфорвард. Если флэшбек переносит нас в прошлое, то флэшфорвард показывает грядущие события. Первый раскрывает для нас историю случившихся в прошлом событий, второй же может служить для создания интриги: автор намеренно показывает кусочек будущего события, чтобы читатель увидел, что героев ждёт в будущем, к чему ведёт история. При этом можно показать грядущее событие не полностью, дабы в кульминации перевернуть смысл истории в глазах читателя. Писатель намеренно водит читателя за нос, чтобы в конце показать, что кульминация является не тем, чем казалась изначально: убийца не тот, кто в открывающей сцене смывал кровь с ножа, а кто-то другой.
Иногда писатель не обращается к флэшфорварду, а пользуется авторским знанием, чтобы заинтриговать. Например, показывает персонажа и говорит: «Это Фёдор, и он скоро лишится руки». Читатель узнаёт, что произойдёт, но ломает голову, как и при каких обстоятельствах. В такие моменты время в истории и вовсе замирает. Автор ставит на паузу действие и говорит с читателем напрямую. Впрочем, любые авторские отступления, философия, размышления автора и героев, делают то же самое.
Время — это важный инструмент истории, с помощью которого можно создать драму, напряжение, можно подчеркнуть важность момента или действия, перенести читателя в любую точку истории и т. д. Пользуйтесь грамотно!