Найти тему

Зачем нужна свободная игра?

Оглавление

«Современные семьи находятся в парадоксальной ситуации. Мы воспитываем детей в такое время, когда ученые все чаще повторяют, что свободная игра жизненно необходима для здоровья детей, а школы и методисты толкают в противоположном направлении – на путь раннего формального обучения. (…)Но самое ценное в раннем детстве ребенка (от двух до шести лет) – это игра. Свободная, неструктурированная, направляемая самим ребенком», – пишет Хизер Шумейкер.

Хизер Шумейкер – известный американский автор, эксперт в области воспитания детей дошкольного возраста. В своей книге «Не делиться – это нормально! И другие неправильные правила воспитания разумных и отзывчивых детей» она рассказывает, как создать условия для свободной игры. Делимся этим отрывком с вами.

ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СВОБОДНОЙ ИГРЫ

1. Время для игры

Время имеет большое значение. Детям требуется много времени для неструктурированных игр (более часа на каждый период игры). Это означает, что первые годы ребенка должны быть свободны от формального обучения, и на этом этапе ему требуется много свободного времени.

2. Место для игры

Детям нужно место, где они могут все трогать, изучать и ломать. Где он может «побеситься»? Где он может исследовать природу? Даже если ваш дом не слишком просторен, вы должны организовать ребенку место (внутри и снаружи), где он может играть.

3. Поддержка игры

Поддержка может принимать разные формы. Не мешайте ребенку, когда он играет. Выделите ему место для игры. Оденьте ребенка в подходящую одежду (в которой удобно и которую не страшно испачкать). Позвольте ребенку играть с другими детьми.

Свободная игра требует больших промежутков времени продолжительностью один-два часа или больше. Это позволяет ребенку по-настоящему погрузиться в игру.

ПООЩРЕНИЕ СВОБОДНОЙ ИГРЫ

1. Обучение грамоте должно доставлять удовольствие

Маленьким детям не нужно изучать алфавит. Им нужно полюбить песенки и сказки. Петь песни, читать детские стихи, играть в пальчиковые игры. Все время читайте своему ребенку. Запишите, какие слова используют дети, чтобы выразить свои мысли и чувства, и используйте их во время игры. Позвольте детям просто влюбиться в сказки и в силу слов – читать они научатся потом.

2. Выходите на прогулки

На улице открывается целый мир для свободной игры. Идите в парк, прогуляйтесь по лесу или по соседним улицам. Поиграйте в мяч. Поищите места, где есть песок и вода.

3. Выбирайте игрушки, которые будят фантазию

В Национальном зале славы игрушек (в Рочестере, штат Нью-Йорк) почетное место занимает картонная коробка. А также палки и одеяла. Обеспечьте своему ребенку доступ к игрушкам, которые будят его фантазию. Прекрасно подойдут колокольчики, фонарики, забавные шляпы, старые ключи, ведра или корзины, кубики, маскарадные костюмы, одеяла, синтетическая глина или пластилин, обычные куклы или мягкие игрушки (известные персонажи ограничивают возможности игры). Не забывайте о песке, воде, камнях, лужах и картонной коробке.

4. Организуйте место

Детям необходимо пространство для игр. Выделите детям место, где они могут играть в свою любимую игру. Освободите помещение, убрав лишние игрушки и мебель. По возможности найдите в доме место, где возможны шумные, бурные игры. Ищите места, где вы можете сказать «да», а не «нет».

5. Сократите структурированные занятия

Ваша четырехлетняя дочь любит футбол? В девять лет она полюбит его еще больше. Просто гоняйте с ней мяч в парке или на заднем дворе. Включайте в игру других детей. Придумывайте игры и смейтесь. Если у ребенка младше шести лет насчитывается два или больше структурированных занятий в неделю, сократите их число наполовину.

6. Не торопитесь

Маленькие дети растут в собственном темпе. Разгрузите свой день. Воспитание ребенка требует времени.

ПОЛЕЗНЫЕ ФРАЗЫ

Пора гулять!

Что тебе нужно для твоего кораблика (домика, крепости, игры)?

Давай вместе почитаем сказку.

ФРАЗЫ, ОТ КОТОРЫХ ЛУЧШЕ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ

Это что за цифра?

Это буква «В». Скажи: «В».

Ты сделал домашнее задание?