В 20-е годы после Первой Мировой войны, революции и Гражданской войны в СССР миллионы детей остались без родительской опеки, они бродили по стране без какого-либо контроля. В 1921 году их насчитывалось более 4,5 миллиона, а уже в 1922-м, согласно другой статистике, — около 7 млн.
Власти Советской России активно боролись с этим явлением массово открывались детские дома, колонии, создавались коммуны. Детей-сирот усыновляли, даже в семье Сталина был приёмный ребёнок (Артём Сергеев).
Наиболее известные примеры удачного перевоспитания трудных подростков, воспетые в литературе и кинематографе - это колония имени Горького в Полтавской области (Украина) и школа имени Достоевского в Ленинграде.
У истоков этих учебных заведений стояли: Антон Семёнович Макаренко
и Виктор Николаевич Сорока-Росинский
Эти педагоги воспеты в произве - дениях А. С. Макаренко: "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях", соответственно экранизированных.
И в повести воспитанников ШКИД: Л. Пантелеева и Г. Белых: "Республика Шкид", также имеющей одноименную экранизацию:
Правда о "республике Шкид" существует ещё одно произведение, написанное бывшими воспитанниками: "Последняя гимназия" (авторы: Ефстафьев и Ольховский), но на мой взгляд в этой книге кто-то просто сводил счёты с В. Н. Сорока-Росинским (в книге много грязи, откровенной "чернухи" и похабщины).
Макаренко не признавал педагоги - ческих успехов Сорока-Росинского:
" Метод — запертые двери, карцер и школьная работа. Когда Викниксор вдруг пришел к выводу, что необходимо трудовое воспитание, то он этот вывод оформил так: нужно их послать в какой-нибудь трудовой институт, находящийся за стенами школы. У него у самого никакого трудового воспитания нет, только школа. Лично у самого Викниксора никакого мастерства нет. Вообще эта фигура почти комическая, он строг, заводит летопись и отмечает положительные и отрицательные поступки и, в зависимости от количества их, назначает наказание. Авторитетом, даже уважением Викниксор не пользуется."
Действительно методы Макаренко и Викниксора (Сорока-Росинского) диаметрально различались:
В отличие от А. С. Макаренко, делавшего акцент на физическом труде и коллективном воспитании, в основу своей педагогической системы Сорока-Росинский положил интеллектуальный труд, культуру и творчество, позволявшие беспризорникам выйти в люди.
После выхода "Республики Шкид" на Викниксора обрушились громы и молнии: его не критиковал только ленивый, получил он и от Макаренко и от "главного стола советской педагогики" Н. К. Крупской и от бывших воспитанников. В 1925 году школа имени Достоевского была закрыта, а Сорока-Росинскому надолго запретили вообще заниматься педагогической деятельностью.
Антон Семёнович Макаренко про- держался дольше: несмотря на его участие в "расправе" над Викниксор ом, в 1928 году громы и молнии обрушились уже на Макаренко:
"Ваша система не советская."
Зачинщик "избиения" Макаренко опять "гениальный педагог" Крупская. Макаренко переходит в систему НКВД, но и здесь он продер- жится недолго: к середине 30-х годов он отстраняется от заведования Ко- мунной имени Дзержинского.
Так в Советском Союзе были переданы забвению две разные, но в определённых условиях великолепно работающие системы воспитания трудных подростков. Макаренко делал упор на труд, а Сорока- Росин- ский на учёбу и творчество, но результаты были и там и там.
Не Лев Толстой