Город: Ростов-на-Дону.
Административный район: Советский район.
Микрорайон: Западный.
Маршрут: Кольцо «Малиновского / Таганрогская» – мост через железную дорогу – Хлебозавод – кольцо «Малиновского / Доватора» – авторынок «Фортуна» – ГПЗ-10.
Очередную часть своего рассказа о Ростове-на-Дону 15-летней давности, в связи с последними событиями, связанными с долгосрочным закрытием транзитного моста через железную дорогу на улице Малиновского, я хотел бы посвятить именно этой части города. И начнём мы с западного въезда в город на улицы Таганрогская и Малиновского со стороны Таганрога. На фотографии мы видим ещё старую стелу «Ростов-на-Дону» с орденом Ленина и орденом Отечественной войны, сейчас здесь уже нет ни Ленина, ни звезды.
Также на Таганрогском кольце раньше висела приветственная растяжка, в наше время тут остались только рекламные щиты.
Внутреннюю часть автокольца сейчас украшает красивая клумба с большим футбольным мячом на холме, а раньше, если кто забыл, здесь было вот такое убожество.
Путепровод через железную дорогу на транзитной улице Малиновского всегда был проблемным участком в городе, постоянно собирающим пробки из-за резкого сужения проезжей части в этом месте, и его уже лет 15 назад как следовало бы поменять, а теперь дотянули до того, что и новый мост построить не успели, и по старому из-за его аварийного состояния больше ездить нельзя. Похоже, что ростовчан ждёт тяжёлый год в плане транспортной доступности и дорожного движения.
Говорят, что дороги в городе попробуют разгрузить, пересадив часть пассажиров на электрички, останавливающиеся по пути из Таганрога на станции «Ростов-Западный», но, зная неудачное расположение остановочных пунктов пригородных поездов в городе, можно догадаться, что этот вариант подойдёт лишь единицам.
Вначале нужно будет каким-то образом добраться до железнодорожной станции, расположенной под мостом с обратной стороны, но для этого придётся ехать на автобусе до остановки «Хлебозавод», потом пройти около километра по грязным не обустроенным тротуарам, при этом постараться не опоздать под расписание электрички, которая в итоге сможет довезти только до Стройгородка и до Главного вокзала, а дальше опять на автобус толкаться по пробкам.
А вот и тот самый участок дороги, ведущий от хлебозавода к мосту, теперь движение машин мы увидим здесь очень не скоро, будем утрамбовывать тротуары ножками.
Интересно посмотреть, как выглядела остановка «Хлебозавод» раньше. Внешний вид, конечно, на любителя, но зато, в отличие от современных, такие остановки хотя бы не падали от ветра.
Где-то здесь, возле автосервиса «Вездеход», и начинается сужение дороги, постоянно собирающее огромные пробки на подъезде к мосту. В наступившем году в этом месте планируется глобальное расширение дороги, поэтому тополя, которые мы видим на фотографии, наверняка доживают сейчас свои последние дни.
Оптовая кондитерская база «Марина» перед кольцом на Доватора за последние 15 лет совсем не изменилась, и сегодня мы можем увидеть её совершенно в таком же виде.
Крупнейшая в городе газетная типография «Молот», печатающая такие местные газеты, как «Молот» и «Вечерний Ростов», сейчас уже переехала в район зоопарка, а само здание на пересечении улиц Доватора и Малиновского отдано под Управление МВД России.
Автомобильное кольцо на Доватора, которое постоянно стояло в сторону моста на Малиновского, в этом году, похоже, будет ещё больше стоять в сторону Змиёвской балки, куда попытается устремиться основной поток машин в обход закрытого моста. Но я бы не советовал – если учитывать, что Змиёвский проезд и раньше всегда захлёбывался в постоянных пробках, то теперь там и подавно ловить будет нечего.
На окраинной части авторынка «Фортуна», выходящей на Доватора, 15 лет назад можно было увидеть небольшую стоянку заброшенных советских ретро-машин, среди которых Москвич-400, ГАЗ-М-20 «Победа», ЗАЗ-965 «Запорожец» и другие.
Интересно, кому принадлежит эта коллекция, и в каком состоянии сейчас эти автомобили, но ещё больше интересно, почему на них были установлены какие-то непонятные номера других стран.
Авторынок «Фортуна» ещё каких-то 15 лет назад находился на самой окраине города, никакой Левенцовкой здесь даже и не пахло, а сразу за рынком начинались поросшие высокой травой поля, выходящие на городскую свалку.
А кто-нибудь ещё помнит старый большой ангар с красной надписью «Автосалон Фортуна» на пересечении Малиновского и Ерёменко? И что-то я не вижу сзади него высоких многоэтажных домов!
Напоследок переместимся в самый конец улицы Малиновского, на ГПЗ-10, а точнее в самое её начало, потому что нумерация домов исчисляется отсюда. На пересечении с улицей Каширской раньше стоял цементный завод, сейчас его разрушили, поставили здесь большие козловые краны и разместили склад металлопроката.
Ну и закончим на сегодня фотографией заводоуправления десятого подшипникового завода «ГПЗ-10», которое в наши дни выглядит уже несколько иначе, сменив большие буквы на крыше неприметным значком на стене здания. Завод по производству подшипников работает с 1938 года и по наши дни, правда в 2020 году он потерял крупного клиента – автозавод «КамАЗ», поэтому в ближайшее время его ждёт нелёгкое будущее. Такое же, как и транспортную компанию АТП-3 «Транссервис», некогда обслуживающую городские автобусные маршруты №94 и №96, разработанные сотрудниками самой компании и являющиеся по протяжённости одними из самых длинных городских маршрутов в стране. Каждый ростовчанин хорошо помнит приметные бело-синие автобусы «АКА-Банк», приобретённые компанией «Транссервис» на кредитные средства этого спонсора. Тот договор кредитования уже давно утратил свою силу, но АТП-3 в народе по-прежнему так и называют – «АКА-Банк». В 2018 году родные маршруты компании были нагло отобраны в пользу нового перевозчика из Ижевска «Ипопат-Юг», и АТП-3 осталось не у дел.
Другие мои рассказы из серии «Ростов-на-Дону вчера»: