Продолжая дальнейшее знакомство с усадьбами Рязанской области (а точнее с тем, что от них осталось) мы направляемся в центр круга, окружность которого образована населенными пунктами: Карповское, Хрущево-Тырново, Никитинское, Климентьево, Кисилево...
Вот мы и на месте. Наши координаты 54.311435, 39.713047 и находимся мы в волостном центре - селе Долматово, известное до первой половины XVIII века под именем Городец, которое с 1628 г. являлась вотчиной стольника П.Г. Вердеревского. В последней четверти XVIII века усадьбой владел прапорщик И.А. Лихарев, потом (в начале XIX) - генерал-майор И.С. Сорочинский. В 1852 г. усадьба выставляется на аукцион и ее приобретает титулярный советник, историк и переводчик А.С. Клеванов. Последней владелицей усадьбы (конец XIX - начало XX вв.) была дворянка О.А. Языкова.
На начало XX века в Долматово насчитывалось 77 дворов, в которых проживало около 550 человек.
И вот Долматово сегодня...
Да, вы не удивляйтесь - сегодня бывший волостной центр является обыденным урочищем, которых предостаточно на земле рязанской.
Бывшее село располагалось на возвышенности, с которой хорошо просматриваются все населенные пункты, о которых мы указывали выше.
Недалеко от церкви (метрах в 120-ти) хорошо просматривается древнее городище (охраняется государством).
В низине имеется великолепный пруд,
который ранее являлся составной частью обустроенного усадебного парка.
Ну а теперь вернемся к тому, что пока еще осталось от Долматово - храму Козьмы и Дамиана.
Правда изначально храм был несколько иной - деревянный, построенный в 1730 г. На момент постройки у церкви было 5 глав, однако буквально спустя несколько лет, по этим местам пронесся сильный ураган, который снес церковную "макушку", после чего (при восстановлении) решили оставить только одну главу. Храм "прославился" тем, что в 1913 г. его судьбу решала Имперская археологическая комиссия. К этому времени храм уже не ремонтировался на протяжении многих лет, а его колокольня была разобрана уже в 1907 г.
Комиссия постановила:
1. Признать, что церковь не заслуживает непременного сохранения, но если бы оказалась возможность, то было бы желательно ее сохранить;
2. Иконостас должен быть сохранен.
Возможности сохранить храм не было - дешевле было построить новый, каменный, что и было сделано в эти же годы. Туда же был и препровожден знаменитый иконостас.
Правда и новый, кирпичный храм прослужил не долго - настал 1917 г., который внес не только кардинальные коррективы в духовную жизнь села, но и с годами превратил его в урочище.
На несколько минут зайдем внутрь храма, хотя и так ясно, что там...
Со стороны иконостаса в храме явно усиленно потрудились "археологи",
которые, наверное, пытались обнаружить какие-нибудь "артефакты" для местного музея (мечтать не вредно).
В общем картина печальная и, увы, достаточно типичная для Рязанской области (в этих местах, после революции, некоторые потрудились на славу...).
Сегодня пока еще церковь Козьмы и Дамиана гордо возвышается над округой, являясь своеобразным маяком в прошлое.
Кстати, чуть не забыли рассказать, как до этого "маяка" добраться. Вообще-то достаточно просто. Во-первых, храм хорошо просматривается издалека и поэтому является хорошим ориентиром урочища, ну, а во-вторых, все проселочные дороги из указанных выше сел "кольца" обязательно выведут сюда (по качеству они все одинаковые).
Это очередная статья из большого цикла, посвященного историческим местам Рязанской области. Если Вам интересен данный раздел -подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации на данную тему.
Литература.
1. А.Б. Чижов, Е.А. Графова Рязанские усадьбы, 2013 г.
2. Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 50, 1913 г.
3. И. Добролюбов. Историко статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии., т.4