Найти в Дзене
Владимир Шнюков

БИЛИСЬ, БИЛИСЬ... А ЗА ЧТО?

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

При социализме я жил от зарплаты до зарплаты. Это плохо. Социализму дали пинка, построили капитализм. Я опять живу от зарплаты до зарплаты. Или я не такой, или мы постоянно что-то не то строим…

После опубликования цикла моих статей под общим названием «Мы были счастливы. Только не знали об этом» о жизни в Советском Союзе, я получил комментарий, суть которого вкратце такова: всё это антисоветчина, автор порочит социализм. Естественно, подразумевалось – капитализм я люблю, прям души в нём не чаю.

Вот тут ошибочка. Для меня (а мне сейчас 67 лет) между социализмом Советского Союза и капитализмом нынешней России разницы, по большому счёту, нет НИ-КА-КОЙ.

При социализме моя семья (жена, двое детей; жена учитель, я строитель – сварщик, монтажник, каменщик) усердно трудилась, имея цель дотянуть до зарплаты. Большей частью получалось, но порой нет – тогда занимали «трёшник до получки» у друзей. Грянула революция, великие перемены: изменился политический строй, изменился экономический строй, изменилась и страна. Для моей семьи не изменилось ничего: всё так же вкалываем что есть сил, считая гроши до зарплаты. Только теперь, когда не хватает до получки, занимаем не у друзей, а у кредитной карты.

Есть пословица: нищета хуже воровства. Согласен. Хотя нищим никогда не был: в любой ситуации находил возможность заработать, чтобы у семьи было самое необходимое. Но всю свою жизнь отдать на то, чтобы зарабатывать на жизнь, не имея времени на что-то иное… Да пропади она, такая жизнь.

Я долгое время прожил на границе с Финляндией (Сортавала, Костомукша). Лет восемнадцать назад наблюдал такую картину: за столиком небольшого кафе о чём-то горячо спорят пожилые мужчина и женщина, финны, судя по всему - супруги. Серый зимний день, в кафе пусто: кроме финнов хозяин за стойкой с какими-то бумагами, да я за чашкой кофе. А финны не унимаются, аж накалились от спора. Любопытство заело, спросил у хозяина (он карел, финский хорошо знает): что за люди, что за спор? Ответил, что это его давнишние хорошие знакомые: мужчина раньше водил лесовоз, возил костомукшский лес в Финляндию, тогда и познакомились; теперь он на пенсии, как и его жена. А горячатся они по поводу того, куда этой зимой поехать мир посмотреть. Жена желает в Австралию, муж – в Бразилию.

Сейчас я в возрасте тех финнов. Эх, мне бы их заботы… Уж я то бы разобрался и с Австралией, и с Бразилией, и Индонезию бы прихватил; и ещё с десяток-другой стран. Но я живу не в какой-то зачуханной Финляндии, а в великой России, и потому забота у меня - как бы хоть на месяц вырваться в родную архангельскую деревню, чтобы отдохнуть душой в родительском доме. Но не получается на месяц: работать надо, иначе жить будет не на что.

- Хватит ныть! – слышу насмешливый голос. – Достал этот плач про бедных. Всё нормально у нас в стране, хорошо люди живут: покупают дорогие вещи, шикарные машины (вон их сколько на улицах), приличные квартиры, в другие страны отдыхать ездят. В нынешней России всегда заработать можно, было бы желание. А если у тебя руки не из того места растут и голова ни к какому делу не приспособлена, - то кто же в этом виноват?

Ну, руки у меня, положим, из того места растут, поскольку в свои шестьдесят семь работу по профессии всё ещё нахожу; знаю людей гораздо моложе меня, потерявших надежду работать по специальности – не берут из-за возраста. И в то, что в нынешней России можно очень даже неплохо жить – верю. Тому порукой и Росстат: года три назад мелькнула информация, что тридцать процентов россиян живут не то что хорошо – прекрасно живут (просторная квартира, дорогая машина, отдых за границей, миллионы на счету), остальные семьдесят – от зарплаты до зарплаты. По моим ощущениям цифры верные. Тридцать процентов – это много, это десятки миллионов жителей России, живущих в стабильном достатке, и от того, разумеется, менять ничего не желающих. Кому ныне «на Руси жить хорошо» мы знаем, тут тайны нет. Это чиновники всех мастей, госслужба ныне престижна, а чиновных людей на душу населения в России уже вроде больше, чем было в Советском Союзе, образце бюрократизма. Это всякого рода правоохранители: МВД, ФСБ, Росгвардия, прокуратура, Следственный комитет, ФСИН, ФСО, - я ничего не забыл? Это военные, и не только генералы и полковники – рядовым контрактникам тоже неплохо платят. Это менеджеры различных крупных контор, которые всегда на плаву, потому что управляются приближёнными к трону людьми: «Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Сибур» и прочие. Это, в ряде случаев, и работники в сфере компьютерных технологий, финансового рынка – включая все нелегальные схемы. Да и просто работяги, - но квалифицированные, разумеется, - полагаю, очень неплохо зарабатывают, к примеру, в том же «Газпроме» или на каком-нибудь оборонном предприятии. Все эти действительно миллионы людей живут в достатке. Я за них рад – честно. Только моя речь об остальных семидесяти процентах населения России.

Сын работает водителем автобуса на городских маршрутах Вологды. Смена – 12–13 часов, график скользящий: 3-1, 5-2. Зарплата зависит от количества перевезённых пассажиров. В среднем выходит около двух тысяч рублей за смену. Двое детей, жена воспитатель в детсаде. Живут на съёмной квартире. На еду хватает, на одежду детям – нет. Помогаем.

Племянник живёт в Коряжме, работает водителем лесовоза. Когда сезон вывозки - по зимникам – зарплата есть: тысяч пятьдесят-шестьдесят в месяц (если машина не подведёт, на ремонте – лишь пятьсот рублей в день). Летом дороги в лесу хуже, везёшь меньше, зарплата куда беднее. В распутицу – месяц осенью, месяц весной – дорог нет вообще, нет и зарплаты. Совсем нет. Ну, или на ремонте – копейки. Крутит баранку лесовоза десять лет, профессиональную награду уже получил – грыжа позвоночника в тридцать один год. Двое детей, жена продавец. Недавно по ипотеке купили квартиру. Теперь то и дело головная боль с погашением ежемесячного платежа. Бабушка помогает.

Знакомый парнишка, возраст двадцать пять лет, не женат, два года работает токарем. Зарплата пятнадцать тысяч. Пытается заработать, делая ставки на футбольные матчи. Получается когда как.

Сосед, сорок лет, работал водителем троллейбуса, фирма обанкротилась, сократили. Пошёл станочником на подшипниковый завод. Зарплата четырнадцать тысяч. Как выживает – не знаю.

Вот так, в общих чертах, живут те самые семьдесят процентов населения страны России, те многие и многие миллионы людей, к которым и я принадлежу. И мне такой общественный строй не нужен. Чтоб он сдох, вампир проклятый, и кол осиновый в его поганое сердце.

Читайте, комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал. А я продолжу свои заметки на злобу дня.