(Автор: Николай Чувиков)
В 2006 году многие ставили на то, что Squealer не оклемаются после смерти их лидера и, по совместительству, одного из боссов культового лейбла AFM, Энди Аллендёрфера. Однако музыканты не только нашли в себе силы продолжить начатое ими ещё в 1984 году, но и достигли определённых высот вместе с такими мощными и размашистыми альбомами как "Confrontation Street" и "The Circle Shuts". Конечно, не все оценили внезапное смещение саунда группы в сторону грува и прогрессива, а потому продажи оставляли желать лучшего (даже по сравнению с ранними записями - да, Squealer никогда не были коллективом раскрученным). Как видимо, именно с этим был связан возврат Squealer в лоно пауэр-метала, который обозначился на относительно недавней записи "Behind Closed Doors". Результат получился достаточно прямолинейный и предсказуемым, но в общем и целом Squealer смогли выдать на-гора достаточное количество хлёстких и цепких мелодий, а также неплохих гитарных риффов. Конечно, при этом стоит упомянуть, что музыкантов никогда нельзя было причислить к классическим европейским пауэр-металлистам - их звучание всегда было более жёстким, а вокал - агрессивным и хриплым. В некотором смысле можно даже сказать, что на Squealer, среди прочих, оказала влияние американская волна пауэра, которая предпочитала избегать оптимистичных и грандиозных мелодий и настроений, что были присущи их старосветским братьям по оружию. Так что нет ничего удивительного, что новенький альбом в лице "Insanity" не отклоняется от данного саунда ни на йоту. Ведь так? Или всё-таки отклоняется?
Простите, но лично для меня в данный момент времени Squealer не являются той группой, от которой я жду какого-то развития. Жаль, конечно, ибо их эксперименты на "Confrontation Street" и "The Circle Shuts" чертовски меня впечатлили, но я прекрасно могу понять музыкантов. Они не является настолько знаменитой и раскрученной группой, чтобы они могли позволить себе отказ от более пауэр-металлического саунда, за счёт которого они, в своё время, наработали себе какую-никакую, но фанатскую базу. А деньги-то всё-таки надо зарабатывать - есть, пить и покупать себе новую одежду всем нужно: а то вон посмотрите на оформление "Insanity" - как-то невольно грустно становится, когда понимаешь, что нынче Squealer могут позволить себе лишь обложку с тоскливой промо-фотографией на ней. Так что при прослушивании "Insanity" я решил просто расслабиться и наслаждаться шоу - без особых придирок к однообразию и отсутствию оригинальности.
И так оно и начиналось: “Into Flames” сразу же навеяла мне мысли о Helloween, но только в их более агрессивном и, скажем так, диетическом варианте. Мощно, эффективно, прямолинейно - вряд ли такая песня запомнится мне даже на неделю, но сиюминутную радость она всё же мне доставила. Примерно на том же музыкальном уровне работает и “My Journey”, где я, стоит отметить, впервые задумался над тем, что вокал стал немного более хриплым и брутальным, особенно если сравнивать его с прошлым релизом коллектива. Как видимо, 2020 год изрядно разозлил Себастиана Вернера, который рвёт глотку в составе Squealer с 2014 года.
Однако тут заиграла “Hunter Of Myself”, и я чуть даже не вздрогнул от неожиданности - грув-металлические интонации и даже трёшевый настрой огорошили меня сверх всякой меры: то есть нет, это был совсем не "Confrontation Street" с его оголённой агрессией и социально-политической озлобленностью, но именно в этот момент я понял, что "Insanity" не так прост, как может показаться на первый взгляд. “Salvation” удивила меня ещё больше - причём хотя бы потому, что даже самый непринуждённый слушатель сможет расслушать в ней элементы фанк-метала. Абсолютно неординарная для Squealer баллада в лице “Low-Flying Brains” смутила меня ещё больше, а размеренная и даже немного стадионная закрывашка в лице “Black Rain” (где, кстати, внезапно засветился Роланд Грапов) наконец-то убедила меня в том, что Squealer не хотят сдаваться.
Да, соглашусь, на новом их альбоме есть примерно пятьдесят процентов предсказуемого (но от этого отнюдь не плохого) материала, но вторая половина записи демонстрирует нам ту группу, что, как я думал, мы утеряли где-то во второй половине нулевых годов двадцать первого века. Обильные жанровые влияния, неожиданные композиционные решения и искренне странные моменты - это те элементы, которые отличают тривиальную и проходную группу от той, которая достойна всеобщего внимания. Можно хоть двадцать лет подряд играть прямолинейный и предсказуемый пауэр и быть при этом вполне себе успешной группой, но можно быть как те же самые Helloween, которые никогда не гнушались неожиданных музыкальных и жанровых ходов. И даже если некоторых их фанатов эти эксперименты удивляли и даже злили, во временной перспективе они лишь делают группе честь. Я искренне рад, что Squealer пошли по этому маршруту, ибо я всегда знал, что они могут быть лучше чем просто "нормальной группой".
"Insanity" получился на удивление удовлетворяющей записью - тут есть как классические пауэр-металлические боевики, которые порадуют пуристов тевтонского метала, так и неожиданные жанровые перекосы, кои всегда привлекают более придирчивых меломанов. Конечно, это не лидерская гвардия пауэр-метала (Squealer придётся приложить очень много усилий, если они захотят соответствовать в плане признания и значимости Helloween, Gamma Ray и, скажем, Blind Guardian), и это заметно буквально с первых десяти секунд прослушивания, но это очень радующая слух работа, которая займёт почётное место в коллекции любого почитателя рок-музыки.