Найти в Дзене
Selancia Culture & History

Картины трёх эпох

Цирцея подаёт бокал Одиссею
Пожилой мужчина в окне
Письменный стол
Оранжевое
Цирцея подаёт бокал Одиссею
Цирцея подаёт бокал Одиссею

Пожилой мужчина в окне
Пожилой мужчина в окне
Письменный стол
Письменный стол
Оранжевое
Оранжевое

Сегодня, на месте этой статьи должна была быть статья о философии из цикла «Личины философии», но давайте все вместе поблагодарим Дзен за удаление этой статьи, над которой я работал весь вчерашний вечер и всё сегодняшнее утро.
Оставить свою любимую аудиторию без контента я не могу, поэтому сегодня вспомним старый формат и окунемся в мир картин! Мы быстро пробежимся по трём эпохам. Поздний романтизм, переломная эпоха XVII века и авангардизм начала XX века, всё это в новой статье Selancia Culture & History.

"
Цирцея подаёт бокал Одиссею"
Джон Уильям Уотерхаус
1891


Миф звучал так: Одиссею (согласно римлянам, его звали Улисс) было очень трудно вернуться домой после Троянской войны. Он плыл много лет и не мог добраться до места, в которое жаждал вернуться. Однажды Улисс и его команда очутились на острове Цирцеи, могущественной чародейки, которая славилась своими глубокими познаниями в зельях и травах. Цирцея, разъяренная тем, что её покой был нарушен, превратила команду Одиссея в свиней. Однако, ему удалось убедить колдунью вернуть им человеческий облик. Он прожил с ней год, и у них появились сыновья, среди которых Латинус и Телегон.

На сегодняшней картине Цирцея предлагает Одиссею чашу с зельем, с помощью которого она собирается подчинить путешественника своим чарам, как она уже поступила с его командой. Улисса можно увидеть в зеркале, изображенном за троном Цирцеи, в товремя как одного из членов его экипажа, волшебным образом превращенного в свинью, можно увидеть у ног Цирцеи.

Со времен Возрождения Цирцея воспринималась как архетип хищной женщины - по мнению некоторых, её поведение поспособствовало её известности и как волшебницы, и как сексуально раскрепощенной женщины. Такой Цирцею часто изображали представители различных видов искусств.

"
Пожилой мужчина в окне"
Самуэль ван Хоогстратен

1653

Ученик Рембрандта, Хогстратен написал трактат по теории искусств, в котором исследовал взаимосвязь между техникой живописи и пространственной иллюзией. Его специальностью были картины-обманки (эта разновидность изобразительного искусства ещё называется тромплёй), к числу которых относится и эта. Старик здесь смотрит из тщательно расписанного окна в каменной раме. Есть версия, которая в настоящее время считается ошибочной, что это раввин Йом Тов Липманн Хеллер (1579–1654), которому удалось добиться для евреев разрешения жить в районе Леопольдштадт в Вене. Картина написана во время пребывания Хогстратена в австрийской столице.




"
Письменный стол "
Ольга Розонова
1916



Абрам Эфрос, один из ведущих российских искусствоведов, назвал Ольгу Розанову «настоящим футуристом». В отличие от большинства своих друзей и коллег, которые были «всего лишь слугами теории», Розанова была одним из «редких мастеров-интимистов футуризма». Эфрос утверждает: «трудно назвать кого-либо, кто был бы столь же непринужденно свободен в своих футуристических работах, как Розанова». Одним из произведений, которое имел в виду критик, был «Письменный стол». Ольга Розанова сохраняет особый интерес к бытовым предметам и мелочам обихода, а композиция подробна и многословна. Абрам Эфрос пишет: «Такой футуризм - современный преемник старой уютной живописи interieur'ов. Он не столько отрекается от них, сколько переделывает их».


"
Оранжевое"
Василий Кандинский
1929


В. Кандинский создал эти две работы в то время, когда он был преподавателем в Баухаусе, влиятельной новаторской школе модернистского искусства и архитектуры в Германии. Художник начал работать там в 1922 году. Его работы этого периода характеризуются чёткими линиями и группами плотно прилегающих друг к другу простых геометрических форм, расположенных без какой-либо центральной фокусировки. В своих произведениях Кандинский анализировал геометрические элементы и различные способы, при помощи которых их цвет, расположение и взаимодействие могли бы влиять на зрителя как физически, так и духовно. Он считал круг самой элементарной формой, имеющей космическое значение.